Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Первобытные пути сообщения и транспорт

От первобытных селений перейдем к путям сообщения и транспорту первобытности. Мы знаем уже, что даже в самую раннюю эпоху перекочевкам человека была свойственна известная регулярность. Человек следовал при этом определенными путями, нередко используя, как это делают и сейчас отсталые племена, тропинки, натоптанные стадными дикими животными. Такое обстоятельство вполне взаимосвязано и с охотой на тех же животных. С развитием между группового общения начинают создаваться между селениями удобные пути сообщения. Издавна важнейшую роль играют пути по воде, если же путь идет, то предпочтительно вдоль водных путей. Длительное пользование подобными путями приводит к изменениям в растительности, сохраняются и иные следы человеческого пребывания на таких путях, встречаются нарочито сделанные знаки. Таким образом, уже человеком первобытной эпохи создавались по всему лицу земли более удобные пути для сообщений. Неудивительно, что при колонизации отсталых стран именно по этим первобытным путям прокладывали железные и шоссейные дороги.

Во время почти всего первобытного времени сам человек предпочитал передвигаться только пешком. Очевидно, чисто первобытной является та манера идти «цепочкой», которая свойственна и современным отсталым племенам. Объясняется это и сложностями пути и вероятностью нападения хищного зверя либо врагов. В начальные времена во время перекочевок, как это принято у отсталых племен, впереди шли мужчины, держа в руках оружие, в любое мгновение готовые защитить своих близких, за ними следовали женщины, перенося грудных детей и нехитрые пожитки — свернутое жилище, нехитрую утварь и пр.

Наиболее простым средством переноски вещей была, весьма вероятно, палка. Так, положив палку на плечи и привязав к ней добычу, возвращаются попарно охотники у некоторых современных племен. Нехитрым средством транспорта является волокуша, древнерусское возила — два расходящиеся шеста, соединенные перекладиной. Возможно, что изобретение волокуши было подсказано тасканием за собой шестов от палатки. На шесты накладывался свернутый верх палатки, а на него сажались маленькие дети; тут же помещался и домашний скарб. Волокуша была широко распространена у североамериканских индейцев, причем у некоторых племен тяговой силой служила собака. Собака и является по всем видимостям первым ездовым животным. О громадной роли, которую сыграла собака в истории народов Севера и в освоении ими арктических пустынь, говорить не приходится. Если не считать собаки, которая используется для транспорта сравнительно немногими народностями, использование в этих целях животного остается все же ограниченным: вся доколумбова Америка, исключая древний Перу, где для этой цели могла служить лама, вся туземная Экваториальная Африка, вся Океания и значительная часть Азии, не говоря об Австралии, вьючных и упряжных животных не знали в первобытную эпоху или не знают и позже. У более развитых народностей под вьюк и в упряжку стали использоваться в различных странах бык, верблюд, олень, осел, коза, слон и лошадь. Верховая езда возникла очень поздно. К числу весьма поздних изобретений первобытности принадлежит и колесная повозка. Колесо встречается лишь в позднем неолите, да и то в примитивном виде — в виде цельного деревянного круга. Оно осталось совершенно неизвестным всей доколумбовой Америке, как не знали его и очень многие отсталые племена и народности. Первоначально колеса неподвижно насаживались на вращающуюся ось и лишь, затем сами колеса стали вращающимися. Колесо со спицами — еще более позднего происхождения. Для зимнего транспорта служили сани самой разнообразной конструкции. Особая форма их—тобогган канадских индейцев, основу которого составляет загнутая спереди доска. К глубокой древности относятся и лыжи, также самых разнообразных типов. Наконец знала первобытность и коньки, изготовлявшиеся из кости. Такие коньки найдены в памятниках. бронзового века, известны они были издавна эскимосам и некоторым североамериканским индейцам.

От сухопутного транспорта перейдем к водному. Предком лодки могло быть вырванное водяным напором либо силой ветра по воде плывущее дерево. Подобным способом передвижения даже пользуются многие животные, в особенности обезьяны. Пара или более стволов, вместе связанные, образовали плот, ставший широко распространенным плавучим средством. Из древесного же ствола, но в качестве более позднего изобретения, развился челнок-однодеревка, ставший почти универсальным и широко распространен. Очень архаична и лодка из коры, но до лодки дощатой не дошли не только американские индейцы, но и громадное большинство негров. Кожаная лодка является изобретением эскимосов — каяк мужчин и умиак женщин. Чисто местное изобретение составляет надутый мех в качестве плавучего средства. Только у народностей Океании мастерство изготовления лодок, как и развитие мореплавания, приобрело очень высокий уровень. Изобретением зоны Тихого океана стала лодка с балансиром, прикрепленным бревном на каком-то расстоянии вдоль лодки, что придает ей устойчивость. Возможно, что первоначально для этой цели соединялись две лодки, затем одна из них была заменена бревном. Первобытности же принадлежит изобретение паруса, изготовлявшегося сначала путем плетения из материала растительного, затем ткани.

Сваленное ветром или подмытое водой дерево, лежавшее на обоих берегах реки, послужило первым мостом. Чтобы создать такой мост искусственно, надо было подрубить растущее на берегу дерево так, чтобы оно упало верхушкой на другой берег. Этот прием и практикуется сейчас некоторыми племенами. В свою очередь цепкие лианы, протянувшиеся от одного берега реки до другого, могли дать мысль сделать из них висячий мост. Такие мосты из лиан, достигающие большого совершенства, встречаются сейчас у туземных обитателей тропических стран. Замечательные висячие мосты из бамбуковых стволов сооружают малайцы.