Широко развивается в первобытности устное народное творчество, фольклор (англ. folk — «народ» и lore — «творчество»). Наиболее ранним его видом является легенда о прошлом, миф. Особо развивается сказка. Более поздними видами фольклора являются песня, эпос, загадка и пословица.
Уже очень рано человек задается мыслью о прошлом, о том, откуда и как произошло все существующее. В этом примитивном обращении к прошлому — некий зачаток истории. Содержание этих представлений о прошлом, конечно, до крайности фантастично. Начальный миф глубоко проникнут тотемизмом. Основная его тема — возникновение человека и неотделимых от него в первобытном сознании животных. Более поздней темой является происхождение земли и мира в целом. По крайней мере, у австралийцев и южно-американских индейцев можно встретить мифы о происхождении человека, но происхождении земли мифов не обнаружено, как, впрочем, и о вселенной.
Наиболее примитивный вариант мифа о происхождении человека сводится в чисто тотемистическом духе к тому, что люди данного племени тем или иным фантастически изображаемым путем произошли от какого-то вида животного, явления природы и пр. Более поздний элемент этого мифа — мотив сотворения человека каким-либо тотемическим существом из земли, глины и пр. по образцу и подобию тотема. В формировании отражения матриархата, тотемический творец принимает образ «матери матерей», «бабушки»; такова, например, китайская богиня Нюйва, сотворительница мира и прародительница человечества. Миф придает этой «бабушке» двух детей — сестру и брата, одновременно являющихся мужем и женой. Они — первая человеческая пара. Отражая патриархальные отношения, последующая редакция этого мифа заменяет брата и сестру двумя братьями. Широко распространенное мифологическое истолкование этих двух братьев — часто близнецов — наделяет их чертами «героев», создателей различных элементов культуры. В этой же начальной паре людей — брате и сестре или двух братьях — отражается так нам знакомая форма древнейшего общественного образования — дуальной организации. Первобытный миф оказывается не чуждым и примитивной идеи эволюции: не создания, а превращения одного животного в другое, в итоге — в человека.
Тема о возникновении земли и вселенной в мифологии многих племен и народностей содержит все хорошо знакомые черты библейского мифа: в качестве начальных элементов здесь фигурируют вода, небо, тьма, или хаос, человек возникает или создается из земли или глины. Широко распространен мотив «рая» и «древа жизни». Например, миф негрского камерунского племени бакоко рассказывает, что по началу люди ощущали себя счастливо, им были неведомы ни страдания, ни даже смерть. Когда они старились, то достаточно было им пробыть девять дней подле маленького дерева «синге», для возможности вновь обрести молодость и продолжить жить снова. Столь же широко распространен мотив о начальном несовершенстве человека, его «первородном грехе», «падении», причем человечество переделывается или исправляется путем какого-либо стихийного явления, потопа, пожара.
Становятся темой устного народного творчества и последующие эпохи или события первобытной истории, превращаясь в предание, легенду. Имея мифологический, зачастую в большей степени характер фантастический, такие легенды, однако, всегда содержат вполне реалистическую историческую подоснову. Как пример, замечательная реминисценция эпохи матриархата – по всему земному шару распространенная в значительной степени легенда о амазонках. Основным вариантом этой легенды является народ, состоящий исключительно только из женщин.
«Мужененавистницами» называет их древнегреческое предание. В различных других вариантах речь идет о господстве женщин у данного народа, об их особой воинственности и храбрости, о том, что они выжигают или засушивают себе правую грудь, для удобства стрельбы из лука, о том, что они обладают великими богатствами, в частности об обилии в их стране золота, и т. д. Особую разработку получила легенда об амазонках в древней Греции, став излюбленным сюжетом античной художественной литературы и скульптуры. Этой же легенде обязана своим названием река Амазонка в Южной Америке (первоначально — «Река амазонок»).
Другой широко распространенный вид фольклора — сказка — развивается как нравоучительный рассказ об обычаях и повадках зверей, о различных фантастических существах и пр.
Текст первобытной песни остается весьма примитивным, имея разнообразное содержание: чисто трудовое, охотничье, военное, любовное. Первоначально простой и не хитростный, текст этот становится более содержательным, облекается более строгой формой, размером; связанный с музыкой, он приобретает и сам музыкальные черты. Отсюда — начало поэзии, происхождение которой, таким образом, прямо восходит к песне.
Наконец, пословица представляет собой сгусток народной мудрости, часто отличаясь замечательной глубиной и выразительностью. Как хороши, например, следующие пословицы одного из негрских племен: «В старости согреваешься дровами, которые собраны в юности», «Из-под каждой крыши выходит дым», «Если ты говоришь по ночам, что красив, не забывай, что днем тебя увидят».