Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Первый воздушный шар, как вид транспорта

Первый воздушный шар упорно наполняли исключительно дымом от горящего влажного сена. И братья Монгольфье, не жалея сил, добывали этот дым.
Вначале к небу поднялись шары, наполненные нагретым воздухом, за ними — надутые водородом. Перелет на аэростате через Ла-Манш состоялся в 1785 году, и люди дали волю своему воображению. Иногда оно оказывалось необузданным. Взять, скажем, тех, кто решил сочетать дешевизну нагретого воздуха с преимуществами водорода и стал подогревать наполненную газом оболочку, достигая при этом оглушительного эффекта.

Гравюрные композиции, на которых изображены первые трудные шаги воздухоплавания, показывают, сколь часто дело кончалось катастрофой.
Удивляешься и тому, как странно толковали результаты первых полетов. В наши дни, прежде чем довериться ракетам, ученые сажали в них животных; так же поступали люди восемнадцатого века. Первыми существами, которые благодаря человеческому гению вознеслись в воздух, были ягненок, утка и петух. Их поместили в клетку, эта клетка пролетела на воздушном шаре несколько километров. Вернувшихся на землю животных подвергли придирчивому осмотру; тщательное обследование выявило, что у петуха сломано крыло. Тотчас было во всеуслышание объявлено, что выше непосредственно прилегающего к земле слоя, где обитает все живое, атмосфера настолько сурова, что даже кости ее не выдерживают. Довольно долго господствовало такое мнение, пока кто-то не высказал догадку, что виновником перелома скорее всего был ягненок с его неуклюжими манерами.

Как бы там ни было, новый вид транспорта укоренился. Шары типа «шарльер», названные так в честь профессора Шарля, который отдавал предпочтение легким газам, мало-помалу взяли верх над «монгольфьерами», названными в честь поклонников нагретого воздуха, братьев Монгольфье. «Шарльеры» получили такое распространение, что Наполеон даже разработал обширный план воздушного вторжения в Англию.

Первый воздушный шар, как вид транспорта

Карикатура начала позапрошлого века (разумеет­ся, английская) высмеивает планы наполеонов­ского вторжения в Англию воздушным путем.

Каждый полет той эпохи был чем-нибудь примечателен. Один моряк, оторвавшись от земли, прокричал напоследок, что удивит своим полетом весь мир: он забрался слишком далеко и утонул в море где-то возле Плимута. Но самые удивительные приключения выпали на долю двух аэронавтов, вылетевших в 1871 году из осажденного Парижа. На рассвете они обнаружили, что шар летит над Северным морем. Лучше сразу конец, чем медленная смерть в ледяной воде, решили пилоты, и один из них с помощью товарища полез наверх, чтобы поджечь водород; однако газ почему-то не хотел воспламеняться. Оставалось только уповать на чудо. И оно свершилось: перелет завершился благополучной посадкой в Норвегии. Необычное приключение принесло пилотам орден.

К концу позапрошлого столетия появилась подлинная мода на аэростаты. Многие стремились хоть разок подняться на воздушном шаре. Номер же «А ну-ка полетим, ребята!» стал гвоздем эстрадных представлений.

Но вот появился дирижабль, и сразу воздухоплавание приняло серьезный характер. Управляемый аппарат, естественно, обладал большими преимуществами, и в первую мировую войну обе стороны связывали с ним свои надежды. Да и после войны каждый перелет был памятным событием.

Однако вскоре после серии аварий кончилась эпоха дирижаблей, а последовавшая вскоре гибель гиганта «Гинденбурга» в США завершила дело. Мир дирижаблей ушел в прошлое — особый неповторимый мир. Жаль только, что на их ангарах не укрепили памятную табличку.