В книге, посвященной истории античной расписной керамики, справедливо отмечается, что вазовая живопись является важным источником для воссоздания некоторых, неизвестных по литературным памятникам вариантов древнегреческих мифов и религиозных представлений. Особенно большое значение в этом смысле имеет вазовая живопись Коринфа – пиксиды, отличающиеся разнообразием и оригинальной разработкой сюжетных композиций.
В богатом собрании коринфских ваз Эрмитажа имеются пиксиды, форма которых особенно распространены в коринфской керамике первой четверти VI в. до н. э.
Стоит пиксида на широком основании, имеет слегка суживающееся книзу и к плечам округлое тулово и закрыта круглой крышкой. В средней части вазы размещена композиция, обрамленная снизу и сверху полосами лака и пурпура с точками между ними. Изображена женщина, сидящая на стуле с ребенком на коленях; видна головка и верхняя половина тела ребенка.
Слева от сидящей фигуры хоровод из десяти женщин в повязках на головах, длинных хитонах и гиматиях. Они пляшут, взявшись за руки; в руках они держат венки.
В хороводах одни фигуры обращены лицом друг к другу, другие движутся одна вслед другой. Аналогичная сцена изображена на крышке пиксиды: хоровод десяти женщин, флейтистка перед фигурой с приношениями, но отсутствует сидящая женщина с ребенком. Изображения даны бледными силуэтами коричневатого лака и подцвечены пурпуром, детали выделены грубо врезанными линиями, фигуры на крышке даны силуэтом без гравировки. Пространство между фигурами заполнено точками и небрежно нанесенными пятнами лака, расчлененными гравировкой.
В статье, посвященной женским праздникам в Коринфе, швейцарский ученый Инес Юкер собрала редкие и по большей части не публиковавшиеся коринфские вазы с изображением женских хороводов и на основании анализа их композиций пришла к выводу, что сцены, представленные на вазах, изображают древнее коринфское празднество в честь богини Артемиды.
Эрмитажная ваза близка публикуемым И. Юкер вазам не только по сюжету, но и по стилю росписи. Особенно близкой аналогией является флакон из музея в Балтиморе, расписанный, по мнению И. Юкер, в мастерской «Мастера вазы из Безье». Поэтому, рассматриваемая пиксида может удачно пополнить немногочисленный материал, собранный И. Юкер. В связи с этим необходимо изложить некоторые соображения относительно культа Артемиды в Коринфе и его изображений в вазовой живописи.