Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Почитание Зевса Сотера

Представление о богах как помощниках во всех трудностях, врачевателях, защитниках от несчастий и опасностей было в древности свойственно всем народам, в том числе и древним грекам. Богам нужно было молиться, приносить жертвы, совершать возлияния, как своим заступникам.

Эпитет — «Спаситель» как культовый эпитет присоединялся у греков к именам различных божеств наряду с другими близкими по содержанию эпитетами, как — «защищающий от беды», «помощник», «врачеватель», «страж дома» и т. п. Но «Спаситель» как культовый эпитет Зевс получил раньше других. К нему, как к «заступнику скитальцев», обращаются дочери Даная. Иногда обращались с призывом к «богам спасителям» или к «богу спасителю», но само по себе слово «Спаситель» в культовой практике не представляло самостоятельного названия определенного божества, а являлось лишь культовым эпитетом. В почитании Зевса Сотера большую роль играло представление о нем как о защитнике от опасностей в сражениях и военных походах. Имя его произносилось солдатами, как пароль перед битвой, к нему полководцы обращались перед сражением, совершали жертвоприношения, призывая его помочь счастливому возвращению на родину, или за спасение приносили по обету благодарственные жертвы. Храм Зевса Сотера, очевидно, как защитника от опасностей на море построен был близ моря в Пирее.

Но вообще в качестве «богов спасителей» призывали обычно несколько богов, чаще всего трех, дабы надежнее был результат обращения к богам.

У греческих писателей сохранилось немало упоминаний об обычае совершения винных возлияний в честь Зевса Сотера. После пиршества, когда выносили трапезы и начинался симпосий, в трех кратерах смешивалось вино с водой и совершали три возлияния в честь богов. К богам обращались с призывом, прося о покровительстве и защите от зла. Одним из этих божеств был обязательно Зевс Сотер. Большинство авторов указывает, что Зевсу Сотеру посвящался «третий кратер», т. е., что в соответствии с установленным порядком возлияние в честь этого божества совершалось в третью очередь, и Зевс Сотер был «третьим спасителем», или как бы «окончательным спасителем». Другие свидетельства указывают, что Зевсу Сотеру посвящался первый кратер. По-видимому, разногласия писателей по поводу очередности богов в посвящении им возлияний следует объяснить тем, что обычай этот был не повсюду и не во все времена одинаков.

Древнейшими документальными свидетельствами о почитании Зевса Сотера на Боспоре являются граффити на сосудах, употреблявшихся для винных возлияний в честь этого божества. Наряду с описанным здесь канфаром из Гермонассы следует упомянуть фрагмент сосуда из Мирмекия: в 1964 г., при исследовании культового зольника на городище Мирмекия, в напластованиях IV-III вв., был найден обломок венчика с частью стенки аттического черно-лакового канфара. Канфар этот следует отнести также к IV в., но ко временя несколько более позднему, чем найденный возле Гермонассы. На венчике канфара — полностью сохранившаяся надпись «Спаситель». На мирмекийском сосуде, как и на кубке из Гермонассы, буквы также довольно глубоко врезаны в глину и надпись вырезана очень тщательно и красиво рукою опытного резчика. Совершенно очевидно, что подобные надписи на сосудах, предназначенных специально для возлияний определенному божеству, выполнялись резчиками-профессионалами. Имена богов вырезались без сокращений, очень ровно, на самом видном месте сосуда и служили в своем роде его украшением.