Традиционным материалом для многих поделок служат морские раковины самых разных видов, добываемые вдоль всей прибрежной полосы Индии. Из них издревле изготовляли разнообразные вещи. Также издревле, судя по мифам и по древнейшим рельефам и скульптурам, спирально завитые белые раковины овальной формы являлись предметами ритуального назначения, и эта их функция сохранилась до наших дней.
Во-первых, они являются атрибутом бога Вишну, который всегда изображается с такой раковиной в одной руке; во-вторых, такие раковины верующие приносят в вишнуитские храмы и хранят их на домашних алтарях; в-третьих, при восходе солнца многие ортодоксально верующие люди трубят в эти раковины, извлекая из них однотонный гулкий звук; в-четвертых, в качестве музыкального инструмента эти раковины используются при проведении религиозных процессий. В двух последних случаях их оправляют в драгоценные металлы и гравируют.
Бенгальцы из таких раковин делают браслеты, которые замужние женщины носят по одному на каждой руке. Для изготовления подобных браслетов раковины распиливают на кольца (многие зажиточные ремесленники в городах теперь оборудовали свои мастерские круглыми пилами с электрическим приводом), а затем на поверхности браслетов вручную вырезают узор способом высокого рельефа. Обычно это бывают изображения стилизованных цветов, рыбок, уток или звеньев цепи; иногда браслеты украшают инкрустацией драгоценными металлами или гравируют и узор заполняют цветным лаком. Из таких раковин делают и кулоны, и кольца для салфеток, и серьги, украшая эти вещи в той же технике, что и браслеты.
Двустворчатые раковины жемчужниц служат для изготовления перламутровых пластинок, которые, как указывалось, затем используются при инкрустации самых разных поделок из дерева и камня. Прославленный памятник архитектуры мусульманского стиля — мавзолей духовного наставника императора Акбара, Салима Чишти (XVI в.), расположенный в «мертвом городе» Фатехпур-Сикри близ г. Агры, изнутри украшен сложнейшим набором мелких пластин цветного перламутра, сияющего всеми оттенками радуги.
Маленькие раковины-каури издавна использовались для апплицирования тканых изделий — ритуальных головных уборов, нагрудников, поясов и передников. Из каури низали гирлянды, подвешиваемые к свадебным «коронам», их нашивали на конскую, слоновью и верблюжью сбрую, считая, что они приносят счастье. В древней Индии они были в ходу в качестве денег. Ныне из каури и из других мелких раковин делают ожерелья, которые входят в убор невест. Мелкими океанскими раковинами самой разной формы и цвета оклеивают стенки шкатулок, подставки для настольных ламп, рамки и многие другие предметы, но этот прием их использования не является традиционно индийским — он, по всей видимости, был заимствован у европейцев.
Большие раковины (до 20-25 см в диаметре) вошли в широкое употребление в XX в., когда из них начали делать декоративные предметы для убранства квартир: вазы на фигурной серебряной или бронзовой ножке, красиво просвечивающие абажуры, чаши и другие подобные вещи. Эти предметы скупают в эмпориумах главным образом иностранные туристы, но и в домах зажиточных индийцев тоже можно часто видеть такие изделия. Их принято дарить женщинам, так как в традиционных представлениях раковина связывается с семейным покоем и процветанием. Это дорогие вещи, и они являются предметом экспорта; бесконтрольный вывоз раковин за пределы страны запрещен законом.