Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Появление бумаги

Появление бумаги открыло новую эпоху в западноевропейской письменности, а вместе с тем в образовании и культуре в целом. Бумага сделала возможным появление книгопечатания; печать и бумага принадлежат к числу важнейших элементов нашей современной цивилизации.

Бумага — дешевый, обильный, практически везде и всем доступный материал — освободила письмо от особенностей, возникших в XI—XII вв. в связи с нехваткой пергамента: от излишне «плотного» размещения текста на странице, от «слипшихся» между собой букв, от обилия сокращений, словом — от всего, что затрудняло как процесс чтения, так и процесс писания. Дешевизна бумаги и ее доступность сочетались с тем, что она обладала и такими достоинствами пергамента как гладкость и прочность: бумажные рукописи XIV в. (не говоря уже о последующих веках) и даже документы на бумаге XIII в. дошли до нас в безупречном состоянии, если в свое время их сберегали с такой же заботой, какая прилагалась к сохранению пергаментных рукописей. Правда, современники не могли предвидеть, что легко рвущаяся бумага окажется способной прожить многие века. Долгое время они ей не вполне доверяли. Роскошные кодексы XIV—XV вв. написаны на пергаменте, он же применен в некоторых первопечатных книгах. В бумажных рукописях XIV в. многие листы пергаментные; они облекают каждую бумажную тетрадь, чтобы оберечь ее от повреждений. Фридрих II даже запретил в 1231 г. употреблять бумагу для всех официальных документов по причине ее непрочности. В течение XIV—XVIII вв. некоторая часть документов денежных (квитанции, счета, отчеты и т. п.), имущественных (акты продажи недвижимости, завещания, брачные контракты), правительственных (международные договоры и соглашения, указы) писались на пергаменте; он окончательно вышел из употребления лишь в первой половине XIX в.

Несмотря на эти ограничения, касавшиеся не очень большой части письменной продукции, можно считать, что начиная с XIV в. бумага восторжествовала над пергаментом; с той поры она не знает себе ни соперников, ни преемников.

Появление бумаги в Западной Европе

Продвижение бумаги из Китая в Западную Европу длилось многие века. В середине VIII в. ее начали изготовлять также и в Самарканде, оттуда, с помощью арабов, она двинулась на Запад, совершая свой путь со средней скоростью тысячи километров в столетие. К концу VIII в. относятся первые бумажные мастерские в Багдаде и Дамаске. В середине IX в. бумага проникла в Египет (и вскоре убила там производство папируса), затем появилась в арабских владениях в Сицилии и в Испании. Первые византийские бумажные рукописи приходятся на IX в.

Возникновению местных бумажных мастерских везде предшествовал импорт бумаги сперва из Передней Азии, затем из Сицилии и Испании. Но господство импортной бумаги длилось сравнительно недолго. Секрет ее изготовления становился известным, и каждая страна обзаводилась собственной. Этому товару с самого начала был обеспечен широкий сбыт. В середине XII в. бумага стала изготовляться около Валенсии (в то время арабской), а через столетие — во всей Испании. В конце XIII в. появились бумажные мастерские в Средней Италии, затем — в Ломбардии. Привозная испанская бумага получила в XIII в. широкое распространение на юге Франции (для писем, черновиков счетов, регистров и т. п.), позже она проникла и в северную часть страны, где вначале XIV в. появилось собственное бумажное производство. В XIV в. бумагу стали изготовлять в немецких и английских городах.

Производство бумаги

Китайцы делали бумагу из растительного волокна, примешивая к нему тряпичную массу. Арабы не имели подходящих для этого растений и потому употребляли одно льняное тряпье. Дамасская бумага (charta damascena) славилась своей отличной выделкой и глянцем. Итальянское обозначение одного из сортов бумаги XIV в. charta bambagina породило легенду о бумаге из хлопчатника (bambax); на деле термин происходит вероятно от названия сирийского города Bambyce (араб. Манбидш), где изготовлялся этот сорт. Разница между арабской и западноевропейской бумагой состояла в том, что применялись разные способы ее проклеивания: арабы употребляли крахмал, европейцы — животный клей (желатин). Сырье было одинаковым.

Производство бумаги в XIV—XV вв. имело тот же основной цикл операций, что и впоследствии, вплоть до появления машинного производства бумаги из целлюлозы. Необходимость использования больших ступ для размельчения сырья привела к сосредоточению производства бумаги на особых мельницах. Поэтому бумажная мастерская получила название бумажной мельницы (франц. moulin a papier, нем. Papiermuhle).

Тщательно рассортированное и очищенное льняное тряпье разрезали на мелкие клочья, которые замачивались на некоторое время в воде. Затем их подвергали длительному толчению в больших ступах, приводившихся в движение мельничным колесом. Полученную жидкую студенистую массу выдерживали определенный срок в чанах, затем разбавляли водой и вновь толкли не менее суток подряд. После этого разжиженную и уже однородную по своему составу массу зачерпывали особым четырехугольным ситом и равномерно его покачивали. По мере вытекания воды волокна оседали на сите и уплотнялись. Снятые с сита влажные и рыхлые листы перекладывали слоями шерстяного войлока и клали под пресс. Второй раз листы прессовали уже без войлока и затем, согнув пополам, развешивали на веревках для просушки. Сухие листы проклеивались животным желатином, что придавало бумаге гладкость и препятствовало растеканию чернил.

Водяные знаки

В центре сита из густо переплетенных бронзовых проволочек помещался тоже сделанный из проволоки какой-либо узор или знак. При вытекании воды через сито проволочки и орнамент оставляли след на бумажном листе, так как на их месте слой волокон ложился менее густо. Поэтому при рассмотрении листа на свет отчетливо видны светлые полоски проволочек и узора. Последний называется филигранью, или водяным знаком, и является как бы фабричной маркой. Так как всякая бумажная мельница (потом и фабрика) располагала своей филигранью, эти знаки позволяют датировать почти точно и локализировать рукописи из бумаги. Бумага очень часто употреблялась далеко от места ее изготовления. Иногда рукопись писалась на бумаге старой фабрикации. Некоторые филиграни существовали в огромном числе вариантов; например, в альбоме Брике знак бычьей головы имеет 1400 форм.

Следует отметить, что в XIV в. бумага была очень плотной и слегка сероватой. В XV в. она становится белее и тоньше, но по своему общему виду еще сильно отличается от привычной нам гладкой и бесструктурной.