Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Предметы духовной культуры амратийцев

Рассматривая предметы духовной культуры, перейдем к принадлежностям туалета. Мы находим у амратийцев все тот же обычай подводить глаза малахитом; малахит растирали на шиферных палетках, ромбовидных или вырезанных в форме какого-нибудь животного.

Хранили его в маленьких мешочках, украшенных подвесками, которые представляли собою либо настоящие бивни, либо вырезанные в такой форме плоские кусочки слоновой кости, либо тщательно сделанные модели бивней из камня. Амратийцы покрывали тело разнообразной татуировкой. Подобно бадарийцам, они носили в волосах или в париках гребни слоновой кости с длинными зубьями; возможно, что для этой же цели применялись и булавки из слоновой кости. На шее они носили ожерелья из кружочков, вырезанных из скорлупы страусовых яиц, бус из сердолика, стеатита и полевого шпата или бус, покрытых зеленой глазурью, а также из морских раковин или кораллов. К этим ожерельям прикреплялись шиферные подвески, изображавшие различных животных, птиц или рыб, которые могли являться тотемическими эмблемами или магическими амулетами. Руки они унизывали браслетами из раковин, слоновой кости и панциря черепахи. Мужчины, судя по статуэткам, ходили совершенно нагие, если не считать так называемого «ливийского футляра» для полового члена, перьев в волосах и сандалий из травы. Женщины носили полотняные передники и, во всяком случае, иногда, парики.

Могилы представляют собою неглубокие овальные ямы. Покойников хоронили в сильно скорченном положении. Иногда в одной могиле можно встретить несколько погребений, в некоторых случаях кости были обнаружены в беспорядке, словно покойников предавали земле уже после разложения кожного покрова.

Покойника для загробной жизни щедро снабжали оружием, украшениями и пищей, а также магическими принадлежностями. Все статуэтки можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют статуэтки в виде целых слоновых бивней лишь с вырезанным на конце изображением головы. Далее следует серия законченных статуэток также из слоновой кости. Более ранние образцы отличаются тонкостью резьбы и реалистичностью. Глиняные фигурки обычно бывают значительно грубее. Встречаются статуэтки, изображающие людей в стоячем положении и сидящих на корточках; руки у статуэток бывают подняты вверх или, округленные в локтях, протянуты вперед ниже уровня груди.

Среди комплекса явлений, характеризуемых наличием соответствующих черт в предыдущих культурах, такие факторы, как оседлая жизнь, возделывание злаков и разведение домашних животных, обусловливающее такой образ жизни, превосходная техника обработки кремня, черноверхие сосуды, шиферные палетки, гребни и булавки из слоновой кости, браслеты из раковин и глазированные бусы, или являются лишь дальнейшим развитием достижений бадарийцев, или ведут от них свое более или менее непосредственное происхождение. С другой стороны, сцены, изображенные на расписных горшках с белым крестолинейным орнаментом и нарезных черноверхих сосудах или на шиферных палетках, выдают и по форме и по содержанию свое ближайшее родство с наскальными рисунками. Мы находим в них ту же живость и склонность к импрессионизму, но египетским художникам, экспериментировавшим в области изобразительных средств, недостает тех черт, которые являлись лучшими достижениями их североафриканских и испанских собратьев. Тем не менее, тщательное сравнение работ амратийских художников с живописью на стенах восточно-испанских убежищ под скалами привело к выводу, что испанские живописцы вдохновлялись теми же идеалами и развивали свое искусство в тех же направлениях, что и художники амратской культуры.

Вникая в предметы духовной культуры, можно проследить много общего в одежде людей, изображенных на амратских сосудах и в наскальных рисунках Северной Африки и Восточной Испании. Оперенные головные уборы мужчин, изображенных на сосудах с белым крестолинейным орнаментом, повторяются в наскальных рисунках Сахары, так же как футляры для половых членов, знакомые нам по амратским статуэткам. На ноге одной из статуэток есть браслет, имеющий аналогии среди изображений в Ин-Эззане (Сахара) и Когуле (Испания). Амратские собаки напоминают по внешнему виду собаку, изображенную на стене убежища в Альпере.

Эти и другие соображения подобного рода приводят некоторых ученых к выводу о миграции ливийцев и смешению их с бадарийскими предками амратийцев. Однако эти факты можно с не меньшим успехом объяснять и распространением египетского влияния на обширном пространстве, населенном сплошь кочевыми племенами. Можно также предполагать, что некоторые из этих племен находились в исконном родстве с додинастическими египтянами независимо от того, происходили ли и те и другие из более южных областей, или из какой-то одной общей колыбели в самой Сахаре.