Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Предметы из золота и серебра, Индия

Золото встречается под двумя основными названиями — «харита хиранья», т. е. «желтый благородный (металл)», и «суварна хиранья» — «прекрасноцветный благородный (металл)»; серебро называется «раджатани хиранья» — «белый благородный (металл)», а позже — «раджата», «арджуна» или «чандра», что означает «белый, светящийся, сияющий»; свинец известен как «шиша», цинк — как «трапу». «Махабхарата» изобилует описаниями золотой и серебряной утвари — от украшенных узорами сосудов (к сожалению, о технике нанесения этих узоров памятник ничего не сообщает) до сидений, лож и тронов.

Богатейшие местные залежи меди, олова, серебра и золота обеспечивали возможность быстрого и широкого развития всех видов художественного ремесла, связанного с обработкой этих металлов. Железо же из-за его коррозийных свойств мало использовалось в качестве материала для художественных поделок, несмотря на то, что его издревле выплавляли в Индии кустарным способом.

Ко времени создания «Артхашастры» были уже четко регламентированы все процессы использования драгоценных металлов, учет труда ремесленника, взвешивание его изделий с допусками на разные лигатуры и оплата его работы. В этом памятнике содержатся подробные предписания, касающиеся определения руд, методов их добычи, устройства мастерских по обработке драгоценных металлов, в которых на царскую казну и двор работало большое число мастеров под надзором особых смотрителей; даются указания по охране мастерских, по ответственности, как ремесленников, так и надзирателей, по мерам веса, по пробам и т. п.

Указывается, что существовала техника оковки медных сосудов золотом в количестве, равном количеству меди, и серебряных — в половинном количестве, или же смесью золота с порошком из песка и киновари (аналогичная техника полной или частичной оковки существует и в наше время); детально описываются способы окраски металлов путем добавления тех или иных металлов или минералов. Упоминается, что для еды использовались бронзовые чаши и что изделия из меди и латуни считались ценнее железных; многократно упоминаются золотые и серебряные вещи, как украшенные, так и неукрашенные. Все это говорит о широком использовании металлических изделий в быту, а значит, и о высоком развитии ремесленного производства этих изделий. Об этом же свидетельствуют и «Законы Ману», где содержатся разные указания, касающиеся очищения, продажи или дарения предметов из золота, серебра, меди, бронзы, олова, железа и т. п.

Золото добывалось в Индии в древности главным образом путем промывания речного песка (в р. Инд и других реках его добывают таким способом и сейчас); получали его и путем меновой торговли от жителей Гималайских гор, где это золото, известное индийцам под названием «муравьиного», также моют в реках. В рудниках его стали добывать позже, причем в основном в Южной Индии (главные залегания жильного золота находятся в Карнатаке, в районе Колара).

Из золота и серебра делали не только предметы художественной утвари, но и украшения, амулеты, статуэтки и небольшие пластинки с рельефными изображениями божеств (в частности, в погребениях домаурийского периода были найдены две пластинки с изображением богини-матери) или животных (последние, возможно, были заменой кровавых жертвоприношений).

Орнаментированные пластины служили в качестве декоративных накладок на колчаны, щиты, колесницы и сбрую для коней и слонов — обо всем этом неоднократно упоминается в эпосе. Упоминаются и украшенные узорами (техника не описывается) шлемы, нагрудники, поручи и другие доспехи высокородных воинов, а также их богатое, красиво орнаментированное оружие.

На протяжении всей истории Индии металлы использовались в ремесленном производстве в четырех главных направлениях: в производстве домашней утвари, ювелирных изделий, доспехов и оружия и ритуальных предметов.