Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Представление о фараоне как о сыне бога

Рассматривая историю искусства периода Древнего царства, мы уже отмечали значение памятников, связанных с царским культом. Учение о божественном происхождении фараонов явилось важнейшим идеологическим средством в процессе закрепления единовластия в долине Нила.

Представление о фараоне как о сыне бога по плоти, ставшее вообще одной из главных особенностей египетской религии, заняло видное место во всей религиозной практике Древнего царства. Верование в то, что царь — живой либо мертвый в равной мере был богом, и при всем этом богом — покровителем страны, определила содержание праздников, характер каждодневного храмового ритуала и величайшую роль царского заупокойного культа с его пафосным оформлением.

Гробницу фараона принято было считать местом обитания божественного духа — покровителя Египта, и это обусловило общегосударственное значение культа умерших царей, являвшегося тяжким бременем для экономики страны: помимо сооружения пирамид, средства нужны были и на поддержание культа в заупокойных храмах, в совершении которого принимал активное участие весь высший государственный аппарат, получавший за это крупные доходы с приписанных к каждой гробнице земель.

Учение о божественном происхождении царей Египта нашло свое отражение в различных сторонах культуры Древнего царства. Именно записи погребального ритуала царей составили уникальные «Тексты пирамид» — самый древний в мире крупнейший литературный памятник, сыгравший большую роль в последующем развитии египетской религии и литературы.

Велико было значение этих представлений и в искусстве. Они обусловили возведение пирамид, характер царских скульптур, тематику изображений на стенах заупокойных храмов фараонов. В руках царей были сосредоточены все возможности и средства для создания и монументальных архитектурных ансамблей, и наиболее значительных скульптур. Технические изобретения, новые идеи зодчих, мастерство лучших скульпторов — все это направлялось в первую очередь на сооружение царских усыпальниц, и в целом ряде случаев памятники частных лиц следовали тому, что было создано для гробниц царей.