Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Представление о времени

«Осознание времени, — говорил два века назад немецкий философ Кант, — лежит в основе всей познавательной деятельности человека».

Развитие счета помогло первобытным людям приобрести правильное представление о времени. Первоначально люди не понимали, что отрезки времени, следующие друг за другом, однородны. Они делили время по периодам, относимых к охоте. Для них существовало счастливое время, когда охота успешна, и несчастливое время, когда охота неудачна. Такое разделение времени привело к вере, что некоторые периоды года и месяца, дни и ночи будто бы обладают благодетельными или, наоборот, гибельными свойствами.

Во многих африканских племенах делили время на счастливый и несчастливый периоды. «Большой счастливый период» состоит из девятнадцати дней, а маленький — из семи. Между этими периодами насчитывают семь несчастливых дней. В несчастливые дни, опасаясь бед, племена не предпринимают никаких дел. Эта вера в счастливые и несчастливые дни возникла у людей, когда они не умели отвлеченно представлять время. Дни, когда не было пищи, считались тяжелым временем, а дни сытости — легким. В старинных изречениях сохранились пережитки веры в благоприятное и неблагоприятное время: «Береги денежку про черный день», «Сказать в час добрый, промолчать — в худой», «Родился в счастливый час».

Первоначально время, как всякое отвлеченное понятие, представлялось в образах доброго или злого существа. В Сибири когда-то верили, что полдень — старуха с густыми всклокоченными волосами. Ходит она по полям и лесам в красном платье. Родители пугали детей: «Ужо тебя полуденница съест». В сказке о Василисе Премудрой мачеха посылает ее за огнем к Бабе-Яге. Василиса блуждает по лесу. Вдруг перед ней — всадник в белой одежде, на белом коне. Идет она дальше. Перед ней — другой всадник, на красном коне и весь красный. Подходит Василиса к дому Бабы-Яги, а навстречу ей — третий всадник, весь черный. Оказалось, что всадники эти — светлый день, полдень — красное солнышко, и темная ночь.

В старину в наших деревнях боялись «тяжелого Понедельника», «злой Середы», «сердитой Параскевы-Пятницы». Однажды, говорится в сказке, молодуха пряла поздно вечером и засиделась за полночь. Отложила гребень и сказала: «Матушка Середа! Пораньше мне помоги подняться и допрясть». Спозаранку, еще до рассвета, слышит молодуха: кто-то возится в избе. Глаза открыла: горит лучина, затоплена печь, а по избе бродит и прибирается старуха. Подошла она к хозяйке и говорит: «Вставай. Я — Середа, помогать тебе пришла». Молодуха смекнула, что Середа хочет наказать ее за то, что она ее потревожила, да как заголоситт: «Дети погорели на море серединские». Старуха как выскочит из избы, а молодуха заперла дверь да и не пустила Середу.

Размеренность жизни людей зависела от чередования времен года. Человек осознавал, что через определенные промежутки времени все повторяется, все возвращается. У него не существовало мыслей о необратимости времени. Время воспринималось как круг вечного возврата сезонных циклов. Русские слова «круговое время» — основа древнейшего календаря.