История человечества начинается с появлением человека и самого человеческого общества. Долгое время в науке господствовала богословская теория о существовании непроходимой грани между животными и людьми: теория эта исходила из представления о сотворении людей богом «по божию образу и подобию». Критикуя эту теорию, Дарвин высказал в свое время мысль о человеческом происхождении от породы высокоразвитых человекоподобных обезьян. Открытия подтвердили эту мысль Дарвина и доказали существование (около миллиона лет назад) в начале геологического четвертичного периода людей, которые представляли собой промежуточное звено между человекоподобными обезьянами того времени и современными людьми.
Важнейшие находки этих ископаемых людей были сделаны на острове Ява (питекантроп), близ Пекина (синантроп) и близ г. Гейдельберг в Германии (гейдельбергский человек). Эти ископаемые люди отличались от человекоподобных обезьян прямой походкой и значительно большим объемом черепной коробки; объем черепа питекантропа (900 куб. см) значительно превосходит объем черепа самой крупной гориллы (600 куб. см); объем черепа синантропа еще больше (до 1300 куб. см). От современного человека эти ископаемые люди отличаются сравнительно малым размером мозга, отсутствием подбородочного выступа, что свидетельствует об отсутствии еще членораздельной речи, нависающими над глазами надбровными дугами.
Появление человека в науке объясняется внешними, случайными причинами. В качестве фактора, определившего становление человека, иногда выдвигается исчезновение лесов, заставившее обезьяну спуститься на землю, результатом чего была дифференциация конечностей и переход к прямохождению. Эта теория отвергает закономерность перевоплощение обезьяны в человека.
Труд был главнейшим фактором, определившим процесс перевоплощения обезьяны в человека. «Самого человека создал именно труд…». Но с чего начался такой труд человеческий? А начинается он с изготовления орудий.
Трудовая деятельность, изготовление примитивных орудий приводят к разделению функций между передними и задними конечностями. Изготовление орудий становится специфической функцией передних конечностей; это приводит к увеличению ловкости их, к образованию руки. Таким образом, рука «…есть не только орган труда, она также и его продукт».
По мере того как руки человека специализировались на трудовых функциях, он все меньше использовал их для передвижения: эта функция все более возлагалась на задние конечности. В результате этого у человека выработалась прямая походка. Прямохождение, в свою очередь, содействовало развитию рук, ибо освобождало их для трудовой деятельности; в то же время оно содействовало развитию гортани и голосовых связок. Изучение костей ископаемых людей показывает, что дифференциация конечностей опережает развитие черепа, что является блестящим подтверждением мысли о роли труда в становлении человека.
Итак, возникновение человека явилось результатом труда. В трудовой деятельности людей первоначально преобладали инстинкты, и появилось называние дикаря «инстинктивный человек». Лишь постепенно элемент инстинктивности уступал место сознательной деятельности. Особенностью трудовой деятельности первобытного человека была ее коллективность. Так, с появлением человека вдобавок возник еще элемент новый — общество. Коллективный характер труда порождал потребность в общении, порождал речь.