Музыка
Обратимся теперь к другой обширной области искусства — музыке. Музыке известны две формы: вокальная, либо песенная, и инструментальная. Ученый конца позапрошлого века Карл Бюхер высказался о теории происхождения музыки, связанной с процессом труда. Исходя из распространенного явления, по которому человеку обыкновение свойственно сопровождение своей работы песней, Бюхер был уверен, что песня появляется из тесной связи с ритмическими, рабочими человеческими движениями и шумами, сопровождающими работу. Отсюда же Бюхер вел происхождение и инструментальной музыки, причем даже непосредственно музыкальные инструменты им выводились из рабочих орудий, например барабан — из ступки. Вся эта конструкция довольно искусственна и, во всяком случае, крайне одностороння. Вопрос о возникновении музыки решается аналогично вопросу о происхождении искусства вообще, иначе говоря, источником музыки является, в конечном счете, труд, трудовая деятельность человека. И все же, не значит, что музыка возникает всецело из ритмических рабочих шумов. Бюхер прав лишь в одном — в том, что некоторые виды музыкального ритма произошли из ритмов процессов труда.
Что касается песни, то она представляет из себя изначально нечто ритмованной речи, и речитатив является ее простейшей формой. Действительно, основная составляющая первобытной песни — ритм, а текстом в примитивной песне прослушивается, как правило, повторение одинакового возгласа либо слова. Вокальная музыка первобытной эпохи и ограничивается этой несложной формой, состоящей из ритма и речитатива. Мелодия возникает значительно позднее.
Инструментальная музыка остается в эпоху первобытности сравнительно мало развитой. Это тесно связано, с одной стороны, с неразвитостью мелодии, с другой — с низким уровнем развития техники вообще, а отсюда и техники создания инструментов для воспроизведения музыки. Но уже в первобытное время появились все ведущие виды музыкальных инструментов: ударный, струнный, духовой. Все те виды инструментов и множество их первобытных разновидностей остаются все же весьма примитивными. Высказывалось предположение, что тетива лука явилась первым щипковым инструментом. Но им могли быть и до изобретения лука натянутое сухожилие или какой-нибудь сплетенный шнурок. Обыкновенный кусок сухого дерева, а тем более полый ствол, например ствол бамбука, явился первым ударным, и тот же самый бамбук или полый рог — первейшим духовым инструментом. Сравнительно рано возник барабан всевозможных типов. Большое место занимали различные трещотки. Следует выделить взаимосвязь ударных инструментов и языка сигналов, о котором мы говорили ранее.
Археологические памятники могут, естественно, очень мало сказать о первобытной музыке и примитивных музыкальных инструментах. В памятниках эпохи верхнего палеолита обнаруживаются трубчатые кости, у которых имеются боковые отверстия, их можно истолковать первыми флейтами и свистками. Впрочем, иные археологи склонны считать найденные предметы подобием пеналов для иголок.
Танец
Различные взгляды и даже «теории» сопровождают нас, когда мы сталкиваемся с вопросом о происхождении танца. Но и здесь мы имеем все тот же источник искусства — деятельность человеческого труда. Вместе с тем уже самый ранний танец имеет различное содержание. Нет сомнения, что примитивный танец состоит из чисто гимнастических движений: отдохнув вечером от утомленной работы, человек первобытности имеет естественное физиологическое желание в разминке своих членов, в формах пластики поделиться своим настроением и впечатлениями, выразить в пластике свое чувство довольства и сытости, радости существования. Физкультурно-тренировочный, как бы эмоционально-возбудительный характерный тип имеют широко распространенные танцы охотничьи и военные, которые исполняются перед сбором в поход или на охоту. Наконец, вне сомнения, первобытный танец связан с магией и тотемизмом. Связь танца с музыкой инструментальной и песенной. В языках многочисленных племен танец с песней имеют обозначение единым словом. Мы имеем среди мадленских рисунков человеческое изображение в танцевальном костюме и танцевальной позе. Значит, уже в верхнем палеолите человек танцевал!
Драма
Драма, как вид первобытного искусства, зарождается в примитивном танце. В самом деле, у отсталых племен танец имеет зачастую чисто изобразительное содержание, а самой ранней формой драматического искусства является, видимо пантомима. Группе австралийцев довелось впервые увидеть поезд, и они в тот же вечер устроили «корробори» с танцем, содержанием которого было изображение движущегося поезда. Кстати сказать, наблюдатели много раз отмечали замечательную способность отсталых племен к всевозможному подражанию. Параллельно с самостоятельным развитием отдельных из рассмотренных видов искусства сохраняется и имеет развитие плотная связь музыки, танца и драмы. Распространенные у многих народностей песни, описывающие весь процесс земледелия, от сева до собирания урожая, сопровождаются инструментальной музыкой, причем одновременно танец имеет вид драматизированного изображения того же процесса.