Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Прометей у индейцев

Около пятисот лет назад Христофор Колумб отправился на поиски нового пути в манящую сокровищами и пряностями Индию. И… открыл Новый Свет. Полагая, что перед ним желанная Индия, Колумб назвал американцев, пришедших сюда, двадцать пять тысяч лет назад из Северной Азии, индейцами. Завоеватели начали массовое истребление местного населения. Они говорили: «Хороший индеец — мертвый индеец». Оставшихся индейцев загнали в отведенные для них резервации. Они были расположены на бесплодных землях, покидать которые запрещалось. В результате индейское население США сократилось с десяти миллионов до миллиона трехсот тысяч.

У индейцев записаны мифы и сказки о похищении огня птицами, чаще всего вороном и орлом. Они изобрели орудия труда, обучили людей приемам охоты и земледелию.

Тлинкиты, обитающие на северо-западном побережье Северной Америки, рассказывают, что их племя состоит из двух половин. Одна почитает ворона Иэль, а другая — волка Канука. У волка есть огонь, а у ворона его нет. Ворон похищает у волка горящую головешку, но, пока летит, неся ее на голове, обгорает и становится черным. От сильной боли ворон роняет огонь на скалу. Поэтому огонь можно высечь из камня. Тлинкиты верят, что ворон изобрел инструмент для добывания огня.

Прометей у индейцев

Кролик достает огонь. Рисунок индейца. XIX в.

Индейцы создали миф о солнечной птице, которая принесла людям огонь. Эта сверкающая птица Маниту, так же как орел — птица Зевса, часто воплощает самого Маниту или олицетворяет гром и молнию.

В Северной и Южной Америке у индейцев распространен миф о том, как юный герой забрался на высокое дерево, чтобы похитить из гнезда птенцов орла. Юноша возвращает их в гнездо в обмен на орудие для добывания огня, которое дал ему орел. Ученые считают, что это наиболее важный миф индейцев Северной и Южной Америки. Особенно интересен его вариант, записанный в труднодоступных районах Бразилии и в северо-западных областях Соединенных Штатов. Индейцы рассказывают, что юноша, разоривший гнездо орла, оказался в ловушке на вершине скалы. Орел терзает тело юноши, а затем кости последнего снова покрываются плотью. Когда юноша, наконец, освобождается от плена, он приносит людям огонь, который охранял орел.

Различные варианты этого мифа записаны и в нашей стране у кетов, народности Центральной Сибири, у тофаларов, живущих на границе Иркутской области и Тувы. Главнейшее совпадение между американскими и кетским индейскими мифами про разорителя орлиного гнезда в том, что они являются древнейшими сказаниями о происхождении огня, и попавшего в руки его героя от птицы.

Возможно, что именно этот миф помогает раскрыть тайну возникновения древнейшей основы сказания о похитителе огня. Оно объясняло, почему запрещено разорять гнезда птиц. Этот миф содержит зерно Прометеева сказания: птица наказывает героя. Впоследствии в мифах индейцев действуют уже не птицы или звери, а злые духи.

У индейцев бассейна реки Колумбия записан такой миф.

Когда мир только возник, у людей не было огня. Его сторожили на высокой горе три злых духа, обернувшихся старухами. Они не хотели, чтобы люди стали могущественными, и поэтому не давали им огня. В вигвамах людей было очень холодно. Они ели лосося сырым. Вскоре люди попросили койота принести им огонь с горы. Койот отправился в долгий путь к горе и украл там у старух горящую головешку. Они погнались за ним и спалили ему мех с боков. Когда койот упал с горы на землю, то пума схватила головешку и помчалась с ней. Она передала головешку лисе, а та отдала ее белке. Белка подхватила искрящую головню и начала скакать с нею по деревьям. Огонь полыхал так сильно, что на спине у белки появилось пятно темного цвета, а хвостик у нее свернулся. Так и осталось у белки это пятно и кверху загнутый хвостик. После того, как от головешки остался всего лишь уголек, его утащила лягушка-попрыгушка. Но уголек обжег ей хвост, и с тех пор его у нее нет. Койот показал людям, как можно угольком разжечь костер.

У индейцев «культурные герои» пародируют действия колдунов и шаманов, их обряды. Проделки плутов изобличают колдунов в обмане, вышучивают амулеты, священные предметы. У индейского племени виннебаго записаны предания о Вакдьюкаге, высмеивающем многие мифы и обряды. Ительмены называют Кутха — одного из своих духов — объедалой и опивалой. Однажды он лопнул, выпив реку.

Эти рассказы можно сравнить с анекдотами о вольнодумце Ходже Насреддине на Востоке и лукавыми сказками о Рейнаре Лисе в Западной Европе.