Лунги
Другим типом набедренной повязки является лунги — своего рода юбка-запашка. На юге Индии для обозначения той же одежды применяют слово «мунду», которым иногда (штат Тамилнад) определяют короткие лунги, а иногда (штат Керала)-длинные лунги чисто-белого цвета, без орнамента.
В ведической и эпической литературе (в «Атхарваведе», «Шатапатхабрахмане», «Махабхарате») встречается и слова «ниви», которым определяется полоса ткани, обертываемая вокруг бедер (особенно — женщинами) и представлявшая собой род юбки-запашки или нижней юбки. У лексикографов нет указаний на то, что это слово встречается в «Ригведе», и можно полагать, что санскритское название было дано традиционной индийской одежде, драпирующей нижнюю часть тела (возможно, с фактом появления в санскрите этого слова можно исторически связывать и усвоение арьями этой детали костюма).
Словом «ниви» обозначался в памятниках раннесредневековой литературы и узел, которым завязывали на животе углы дхоти, лунги или набедренной опояски, а иногда и свисающий, спереди и задрапированный в складочки конец этих деталей одежды; подчеркивается, что в женском костюме такой узел был признаком замужества.
Лунги встречаются на изображениях женщин и мужчин реже, чем дхоти. Самым древним из изображений лунги на мужской фигуре являются длинные, запахнутые справа налево и плотно закрепленные поверху толстым тканевым жгутом (который спереди завязан «морским узлом») лунги на изваянии, известном как «якша из Патны» (штат Бихар) и датируемом III-II вв. до и. э.
В течение всего последующего времени лунги неоднократно изображались на каменных скульптурах. Длинные лунги очень четко видны, например, на женских фигурах храма Вишну в Деогархе V в. н. э. и храма в Раджмахале VI-VII вв. н. э. (оба храма в штате Бихар), на сохранившейся нижней части женской фигуры из Матхуры, датируемой VI в. н. э, на фигурах храмов Паттадакаля и других мест. Возможно, именно о лунги писал поэт Хала (III-IV вв. н. э.), когда рассказывал в своей поэме «Гатхасапташати», что дуновение ветра отогнуло край одежды и стала видна выше колена нога красавицы — у дхоти такого края быть не может.
Необычны по своему виду короткие лунги на так называемой богине растительного царства из Гияраспура (штат Мадхья-Прадеш) X в. н. э. Края лунги запахнуты слева направо и спереди не сходятся, так что одна нога открыта доверху.
Особняком стоит горельефная фигура женщины, известная под названием «Охотницы». Она происходит из Хойсалы (Майсур) и датируется XII в. н. э. На ней изображена юбочка из пучков листьев, что говорит о принадлежности этой женщины к среде лесных племен — женщины некоторых племен одеваются подобным образом и в наши дни.
Повсеместно на всех фигурах и дхоти и лунги закреплены ниже линии талии, а часто по самому низу живота. Лишь на некоторых фигурах, например на рельефах Санчи, лунги закреплены по линии талии.
Ланготи
На древних скульптурах отражена еще одна разновидность набедренных повязок, близкая по виду их современному типу, называемому ланготи. Судя по ее изображению, это была узкая полоска ткани; сзади она прикрывала поясницу так, что была похожа на треугольник, основание которого крепилось на пояске, а между ногами проходила узкая полоса, в которую как бы переходил угол этого треугольника; спереди эта полоса вновь расширялась, и ее пропускали под поясок так, чтобы ее широкий конец свешивался до середины бедер.
В наше время верхний задний край ланготи подшивают широким рубцом и в этот рубец продевают поясок, в древности же, судя по изображениям, ткань складывали вдвое и надевали двуслойные ланготи так, чтобы поясок можно было продеть сзади под линию сгиба. Подобная повязка очень четко видна на одном из рельефов из храмов Айхоле (VI в. н. з.), хранящемся в Бомбейском музее.
На женских фигурах набедренной повязки такого типа нам нигде обнаружить не удалось,- видимо, ее носили только мужчины.