Реалистические черты в рельефах и росписях гробниц 14-го и 15-го номов встречаются не только в сценах охоты в пустыне. Они вообще характерны для этих рельефов и росписей и выражены резче или слабее в зависимости от того, в какой степени тематика того или иного изображения позволяла художнику в поисках нового подхода отступать от традиции. Не случайно такие сцены, как культовые процессии дочерей номархов, трактованы в обычном плане в виде ряда однообразных фигур, отличающихся друг от друга только незначительными изменениями в деталях костюма, а с другой стороны, знаменитые изображения сбора папируса, «тощего» и «толстого» пастухов, замечательного стада гиппопотамов стали прописными образцами реалистических тенденций искусства Киса и, шире, искусства Среднего царства вообще.
Еще чаще, пожалуй, в качестве таких примеров реализма в искусстве XII династии приводятся изображения птиц и животных в гробницах номархов Антилопьего нома.
Если мы обратимся к знаменитой сцене рыбной ловли и охоты на Ниле в гробнице номарха Антилопьего нома Хнумхотепа (гробница № 3, конец XX — первая половина XIX в. до н. э.), то увидим исключительно интересные изображения. На западной стене главного зала гробницы, слева от ложной двери, расположена сцена охоты с бумерангом на птиц, справа — рыбной ловли острогой, над самой ложной дверью — ловли водяных птиц сетями. Общая композиция, как всей стены, так и каждой сцены — традиционна и совпадает с композициями Древнего царства. В ряде случаев даже детали, казалось бы, столь характерные для искусства именно Среднего царства, как, например, прославленные деревья с птицами, при внимательном изучении аналогичного материала оказываются также восходящими к образцам Древнего царства. Сопоставление этих деревьев, например, с изображением на стене гробницы Ахтихеперхраи в Саккаре (V дииастия) показывает, что перед нами сцена ловли певчих птиц путем накидывания сети на дерево. Художник, расписывавший гробницу Хнумхотепа, не понял имевшегося у него образца или же просто не смог уместить всей сцены ловли певчих птиц на дереве рядом с изображением ловли водяных птиц на Ниле. Так или иначе, но он ограничился тем, что воспроизвел только дерево с птицами, без сети и без ловцов, благодаря чему эти деревья, являвшиеся в Древнем царстве неотъемлемой частью сюжета, получили в гробнице Хнумхотепа лишь характер детали пейзажа.
Однако при ближайшем рассмотрении мы видим в росписях гробницы Хнумхотепа много нового. Характерна в этом смысле трактовка зарослей папируса с порхающими над ними птицами. В обеих частях сцены (охота на птиц и рыбная ловля острогой) тростники с птицами и мелкими хищниками скомпонованы асимметрично.
Общему впечатлению живости способствуют тонко найденные сочетания цветовых пятен. На зеленых с желтыми каемками цветах папируса сидят голубая цапля, корморан с темно-коричневой спинкой, белой грудью и красными перьями на лапках, голубовато-белый темно-головый ибис. Немного выше летит совершенно белая колпица, а вокруг нее порхают разноцветные птицы. Особенно хороши по цветовой гамме два небольших дерева с певчими птицами на ветвях. От коричневого ствола расходятся ветви с необычайно тонко переданными листьями. На фоне нежно-зеленой, точно кружевной листвы с золотистыми шариками плодов выделяется яркое оперение птиц. Здесь и оранжевый удод с черно-белыми крыльями, и белогрудый сорокапут-жулан с голубой головкой и оранжевыми крыльями, и другие представители птичьего мира, изображенные с такой точностью, что сразу же можно определить их породу.
Аналогично переданы тени на цветах папируса, перьях птиц, чешуе рыб, деталях отдельных иероглифов, но, что очень существенно, мы их еще не встречаем при раскраске человеческих фигур.
Для росписей гробницы Хнумхотепа, решенных более живописно по сравнению с росписями ряда гробниц, характерно отсутствие обычных контурных линий: мы не видим их на изображениях стволов, листьев и плодов деревьев, метелок папирусов, птичьих лап.
Реалистическая трактовка в росписях Антилопьего нома проявляется в разных сценах. Очень интересны попытки найти более выразительные положения человеческих фигур — сложную позу человека, который, стоя спиной к антилопе, заставляет ее лечь, нажимая обеими руками на ее рога и спину, или разнообразные, подчас очень смелые повороты борцов.
Борьба. Роспись из гробницы номарха Аменемхета
Не менее оригинальна и фигура акробатки на росписях гробницы номарха 10-го нома Уахка II. Художник показал ее в тот момент, когда она прыгает через голову: вся поза девушки, грациозный изгиб ее тела, закинутые уже над головой ноги с вытянутыми носками — все это прекрасно передает легкость и изящество, с которыми она выполняет трудный прием.
Танцовщица. Роспись из гробницы Уакха II
Росписи этой гробницы, по-видимому, отличавшиеся высоким уровнем мастерства и определенным своеобразием, дошли до нас, к сожалению, в таком фрагментарном состоянии, что дать полную характеристику их художественных особенностей не представляется возможным.