Родство древних народов
Возможность усвоения любым народом чужого языка и элементов чужой культуры, иногда быстрый переход к языковому общению с помощью нового языка сами по себе ограничивают возможности использования культурных элементов и языка в качестве этнических определителей, особенно для древних эпох, когда нам неизвестны история и причины усвоения чужой речи и чужой культуры и мы сталкиваемся лишь с конечными результатами этого процесса.
Этногенез древних народов представляет собой, поэтому поле почти неисчерпаемого по своим формам приложения антропологического анализа к конкретным требованиям изучения этнической истории древних народов. Здесь и выяснение истоков происхождения народа, и установление его ближайшего родства или, наоборот, генетического своеобразия и отношении соседних народов, и определение процентного соотношения вошедших в состав народа генетических элементов.
В основе выявления всех этих вопросов лежит палеоантропологическое наследование, но иногда, особенно когда речь идет об эпохах, близких к современности, например эпохе раннего железа или средневековья, можно с успехом привлечь к их рассмотрению и результаты антропологического обследования современных народов — тех из них, которые преемственно связаны с интересующим нас древним народом. Правда, нужно сразу же оговориться, что установление такой преемственности непростое дело, требующее в ряде случаев дополнительного антропологического анализа и мобилизации данных смежных дисциплин.
Родство современных народов
Подавляющее большинство фигурирующих в настоящее время в литературе классификаций современных народов, опирающихся на генетический принцип, отражает лингвистически выделенные группировки человечества и если и отклоняется от системы языковой классификации, то лишь в незначительных деталях.
Однако в выяснении происхождения современных народов языковая принадлежность, как и по отношению к древним народам, играет хотя и важную, но далеко не решающую роль. Так, известны случаи сравнительно недавнего усвоения непосредственными предками современных народов новой речи, хотя их собственные предки говорили на ином языке.
Культура, особенно во всей своей совокупности, в этом отношении более традиционна, но и она через определенный промежуток времени начинает реагировать на изменение языка (в первую очередь, это происходит, конечно, с духовной, я не с материальной культурой) и насыщаться новыми элементами.
Если все это происходило на историческом фоне интенсивных брачных связей пришлого и местного населения, то антропологический материал рисует нам в этногенезе современного народа ту же картину скрещивания и взаимопроникновения пришлого и местного этнических компонентов.
Но если брачных связей не было и культурно-языковая ассимиляция местных предков современного народа пришельцами осуществлялась без прямого генетического контакта (национальное самосознание в такой исторической ситуации часто порождало достаточный психологический барьер между местным и пришлым населением и, в конце концов, превращалось в барьер генетический), то антропологический состав народа дает возможность сразу же вскрыть это явление: современный народ будет преемственно связан антропологически, т. е., в конечном итоге, именно в своем генезисе, с местным населением более древних эпох, и исследователь не обнаружит в нем примеси тех антропологических компонентов, которые были характерны для пришлого населения, принесшего язык и культуру.
Другой пример использования антропологических данных при решении проблем происхождения современных народов — установление числа исходных генетических компонентов в составе народов одной языковой семьи. В общей форме можно сказать, что как на базе единой расовой общности формируются часто народы, резко различающиеся по языку и культуре, так и в составе народов одной языковой семьи представлены часто антропологические компоненты разного происхождения.
Конкретная история этих народов повинна в этом несовпадении, но, в свою очередь, от рассмотрения форм несовпадения можно перейти к конкретной истории и восстановить последовательность и масштаб исторических событий, приведших к формированию современной этнической картины.