Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Рождение древнейших мифов

В Эрмитаже тысячи картин. Большинство из них написаны на мифологические сюжеты, но они отображают жизнь человека, его труд и борьбу, героизм и страдания, противоборство добра и зла. Все эти шедевры мирового искусства как бы ведут нескончаемый диалог с непрерывно изменяющимся временем. Картины, «говорящие» со зрителем, пробуждают в нас чувство прекрасного, обогащают духовный мир; расширяют кругозор. Они помогают видеть жизнь в ее красоте, сложности и неповторимости, учат размышлять обо всем, развивают фантазию.

Рождение древнейших мифов

«Как мыши кота хоронили». Русская народная картинка. XVIII в.

С греческого слово «фантазия» означает «воображение», «неправдоподобный вымысел», «мечта». Существует два вида фантазии. Один вид — это выдумка, замечательная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед, она помогает развитию науки, техники и искусства.

Другой вид фантазии — вымысел, который превращает абстрактные понятия, идеи в существа, в духов и, в конечном счете, в бога. Этот вид фантазии враждебен человеческому познанию. Знаменитый физик Альберт Эйнштейн советовал всегда критически рассматривать плоды воображения, никогда не забывать о скептицизме, то есть сомнении.

Всякие вымыслы — это искаженная переработка в человеческом мозгу восприятий явлений и предметов окружающего мира. Вещи, существующие в действительности, увеличиваются или уменьшаются в объеме, а отдельные части или особенности их приобретают фантастические формы и свойства.

Птицы стали основой для вымыслов об ангелах, всадники — для мифов о кентаврах — человекоподобных конях, кости вымерших животных, обнаруженные в пещерах, — для выдумок о драконах, пожиравших свои жертвы. Человек видел извержения вулканов и рассказывал об огненных духах подземного мира. Крутящиеся песчаные столбы-смерчи в пустыне превратились в фантазии о джиннах, злых великанах. Под влиянием страха перед водяными смерчами возникли вымыслы о морских чудовищах и змеях.

Рождение древнейших мифов

«Яга-Баба едет с крокодилом драться…». Русская народная картинка XIX в.

В широком смысле миф (в переводе с греческого «слово», «речь», «сказание») — это вымысел, не соответствующий реальной действительности. В узком смысле миф — это религиозный вымысел, основанный на вере в сверхъестественные силы и существа. Миф — это рассказ о духах и богах, в существование которых люди верят. Большинство религиозных мифов выросло из обрядов, это как бы «произносимый обряд». Мифы вначале имели священное и ритуальное значение. Древний мифотворец отвечает на вопросы «что такое?», «почему?», «каким образом?». Ответы были основаны на признании существования каких-либо духов или богов, на изложении их действий.

Рождение древнейших мифов объясняется тем, что первые языки были очень бедны словами. Одно и то же слово имело много значений. Попытки истолковать это приводили к возникновению мифа. Миф о происхождении после потопа нового поколения людей из камушков, которые бросали сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Пандоры, объясняется тем, что «люди» и «камни» обозначаются по-гречески одним словом.

Мифологический образ отличается от поэтического образа. Первый образ имеет буквальное значение, а второй — условное. Поэтому нельзя отождествлять мифологию с искусством. Миф о Прометее стал доставлять людям большое эстетическое наслаждение только после того, как Эсхил превратил его в произведение искусства.

Если миф содержит сведения об исторических событиях и личностях, то это уже не миф, а легенда. Слово «легенда» — «подлежащее чтению» вошло из обихода чтения католических сочинений о жизни святых.

А чем отличается миф от сказки? Все, что говорится в мифе, считается истинным, а в сказке выдуманным. Она — произведение искусства, поэтический вымысел. Сказочник не скрывает этого: «Сказка вся — боле врать нельзя», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».

В сказках народ отразил мечту о земном счастье, об освобождении от угнетения и тяжелого труда. Он выдумал и суму, из которой выскакивают молодцы, чтобы приняться за любое дело, и дубинку-самобой, которая бьет лентяев.

В детских театрах с большим успехом шел спектакль «Мастер Ракле», созданный по мотивам сказки, которую сочинил Маркс для своих детей. В ней рассказывается о необычайных приключениях смелого и умного мастера Ракле, врага богачей и друга бедняков. Богачам помогает черт со своей сворой, а беднякам — бесстрашный мастер Ракле, сильный и добрый волшебник.

Человек, рассказывая волшебную сказку, преодолевал в воображении страх перед сверхъестественными силами. Он уже не верил в их реальное существование.

Малыша окружает мгла непознанного. Как только он начинает запечатлевать в своем сознании предметы, так пытается установить их взаимную связь, понять причины наблюдаемых явлений. Вопросы «почему?», «как?», «отчего?» чуть ли не ежеминутно срываются с уст ребенка. Специалисты утверждают, что в возрасте четырех лет он задает в среднем четыреста тридцать семь вопросов в день. Ко всему неведомому он относится с осторожностью, с опасением. Сказка помогает «почемучкам» познавать мир, ориентироваться в нем.

Когда-то немецкий философ Дюринг, отвергая марксизм, предлагал запретить в социалистическом обществе рассказывать детям сказки и мифы. Ф. Энгельс в своей знаменитой книге «Анти-Дюринг» критиковал эти вредные домыслы. В нашей стране огромными тиражами издаются сказки народов мира, писатели создают новые, литературные сказки для детей и взрослых.

От сказок отличают небывальщину или небылички — рассказы о леших, домовых, русалках, оборотнях и так далее. В романе «Обломов» И. А. Гончаров вспоминал, как в бесконечный зимний вечер он жался к няне, объятый неведомым ужасом, со слезами на глазах. Няня рассказывала об окаменелых городах и людях, о чудовищах и оборотнях. Воображение мальчика населялось страшными призраками; боязнь засела надолго, может быть навсегда, в душу. Если ребенок и узнавал после, что мертвецы не встают из могил, то все равно оставался какой-то осадок страха, иногда на всю жизнь.