Германские мифы были известны среди народов, которые были предками современных немцев, скандинавов, голландцев и англичан. Поскольку из этих народов скандинавы были обращены в христианство позже всех, скандинавские мифы просуществовали дольше остальных. Дольше всего они сохранялись в Исландии, откуда происходит эпос «Старшая Эдда», содержащий миф о творении мира.
Давным-давно не было ни неба сверху, ни земли снизу, и лишь повсюду простиралась гигантская бездна, окутанная туманом. Где-то в этой бездне заструился источник, из которого двенадцать рек потекли во все стороны, подобно спицам от колеса. В отдалении от источника реки замерзли и льдом покрылись.
Мир огня был к югу от туманного мира. С юга однажды подул теплый ветер, тогда лед начал таять. Воздух теплый смешался с холодным, и появились облака. Именно из этих облаков произошли снежный великан Имир и корова Аудумбла, ее молоком питался великан. Когда лед таял, сверху выступала соль, и Аудумбла лизала эту соль. Она лизала и лизала, и из-под ледяной корки постепенно появлялся человек. В первый день показались волосы; во второй день — голова и плечи. На третий день появилось все тело. Это был первый бог, отец Одина, Вили и Be.
Эти три молодые бога убили Имира, и его соленая кровь растеклась повсюду, образовав моря (ведь Имир питался молоком коровы, которая лизала соль, выступавшую на льду). Кости Имира стали горами, а плоть — землей. Из его волос возникли все растения. Среди них были Аск-ясень и Эмбла-вяз. Один сделал из ясеня мужчину, а из вяза — женщину. От Одина люди получили жизнь и душу. Вили дал им разум и способность двигаться, а Be научил их говорить.
Один обустроил мир, отделив тьму от света, сотворив ночь и день. Один создал Мидгард — Срединную Землю и поселил там человечество. Он создал и Асгард, жилище богов. Вселенную поддерживает могучий ясень Иггдрасиль. Один из корней ясеня находится в Асгарде, другой — в Мидгарде, а третий — под землей, где обитают души умерших и властвует ужасная Хель.
Великан Имир не погиб окончательно: часть его тела до сих пор жива и спит у основания великого ясеня Иггдрасиль. Когда он ворочается во сне, происходят землетрясения.
Скандинавский миф о сотворении человека из ясеня и его параллель в мифологии североамериканских индейцев.
Скандинавский миф о сотворении человека из ясеня часто сопоставляют с похожими мифами у народов Северной Америки. Многие авторы пытались обнаружить влияние викингов на индейцев племени алгонкин.
Льюис Спенсер (1874-1955) в своей книге «Мифы североамериканских индейцев» пишет о возможных скандинавских влияниях:
«Но несмотря на то, что Мальсум (персонаж алгонкинского мифа) был убит, он впоследствии появляется в мифах алгонкинов как Локс, или Локи, предводитель волков, коварный и беспокойный дух. Чарльз Годфри Леланд в своем описании алгонкинской мифологии утверждает, что общая (североамериканская) система была значительно усложнена благодаря влиянию скандинавской мифологии, прошедшей через эскимосов. И хотя эта теория представляется маловероятной, все же между двумя этими системами много общего, как мы увидим позднее, и в частности тот потрясающий факт, что и у скандинавов, и у алгонкинов предводитель злых сил носит одно и то же имя (Локи.).
Когда Глускэп завершил творение мира, он сотворил человека и маленькие создания вроде фей и гномов. Он сделал человека из ствола ясеневого дерева, а эльфов — из его коры. Подобно Одину, он повелел двум птицам приносить себе известия со всего мира…»