Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Скульптура Пантикапея

Скульптура Пантикапея первоначально была по преимуществу привозной. Так, к аттической работе IV в. до н. э. относятся статуя Диониса с пантерой, возможно стоявшая в храме этого божества, и могучий торс задрапированной мужской фигуры, вероятно портрет одного из представителей правившей на Боспоре династии. Среди рельефных скульптур заслуживает внимания изображение актера, одетого силеном, возможно связанное с театральными представлениями в Пантикапее.

Во время раскопок Пантикапея в 1949 г. была обнаружена мраморная голова богини, нужно думать Афродиты, исполненная в I в. н. э. по типу 2-й половины V в. до н. э. Множественные углубления в волосах, заполненные свинцовыми стержнями, показывают наличие металлического убора.

К первым же векам н. э. относится ряд портретных статуй и голов боспорских магистратов и правителей. Среди них — голова боспорского царя, вероятно принадлежавшая акролитной статуе, т. е. скульптуре, части которой были исполнены из мрамора, а одежда из позолоченного дерева.

Изображение на монетах статуй правителей верхом на лошади дополняет картину портретной скульптуры Боспора того времени. Известны также декоративные статуи этого времени; такова большая мраморная статуя льва, найденная в 1894 г.

Надгробные памятники, известные с V в. до н. э., изначально представляли плиты с надписями, нередко увенчанные акротериями; значительно позднее входят в употребление и большое распространение получают в I—II вв. н. э. надгробия с рельефными изваяниями. На этих рельефах умершие нередко представлены вооруженными, в одежде местных кочевников, верхом на лошади, в сопровождении конных вооруженных слуг, а иногда пешими в тяжелом вооружении. Иногда умерший был изображен в сцене загробной трапезы возлежащим на ложе, возле него восседающая в кресле жена и немногочисленные прислужники. Встречаются на надгробных рельефах изображения спокойно стоящих фигур.

Стиль более ранних надгробных рельефов близок изваяниям эллинистического времени. Позднее, ко II в. н. э., реальные формы сменяются схематизмом и стилизацией. Фигуры приобретают плоскостным характер, а трактовка деталей, например складок, становится сходной с резьбой.