Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Снаряжение корабля «Суворов» в кругосветное плавание

Еще в начале XIX века походы Крузенштерна, Лисянского и Головнина на кораблях «Надежда», «Нева» и «Диана» открыли замечательную эпоху русских кругосветных плаваний.

Нашествие Наполеона на Россию вынудило русский народ мобилизовать все свои силы на отпор наглому завоевателю. Русский флот был занят выполнением непосредственных военных заданий, в частности по обороне жизненно важных центров страны. В этих условиях суда и личный состав флота не могли быть отвлечены для продолжения кругосветных плаваний.

Создавшимся положением воспользовались английские и особенно американские хищники, усилившие свою контрабандистскую деятельность, направленную против русских поселений в Северо-Западной Америке и дальневосточных владений России. Чувствуя свою безнаказанность, англо-американские авантюристы не только браконьерствовали в районе русских поселений, но всеми средствами восстанавливали против русских местное население, пытаясь сделать невозможным самое существование русских владений в Америке. Вот почему, едва только полчища Наполеона были разгромлены и выброшены за пределы России, возник вопрос о скорейшей отправке русских судов в воды Аляски и Берингова моря.

Первым кораблем, предназначавшимся после окончания Отечественной войны 1812 г. для плавания в Русскую Америку, было судно «Суворов».

Была середина сентября 1813 года. В кронштадтской военной гавани стоял, отремонтированный знаменитым кронштадтским корабельным мастером Амосовым, готовый к дальнему плаванию корабль «Суворов». Рядом с ним тихо покачивался на волнах небольшой бриг «Феникс», производивший в гавани текущий ремонт.

Очередная вахта Лазарева на бриге «Феникс» приближалась к концу. Уже совсем рассвело, когда он сошел со шканцев на палубу и начал ходить по ней, чтобы немного согреться. Взглянув по правому борту на вырисовывающиеся в утреннем тумане контуры большого красавца «Суворова», он впервые искренне позавидовал офицерам, которые поведут этот корабль кругом света, через Атлантику и Тихий океан.

Сколько переживаний и борьбы! Сколько новых сведений и впечатлений о жизни малоизвестных стран и народов!

Сдав вахту, Лазарев, не заходя в кают-компанию на чай, спустился к себе в каюту и начал уже раздеваться. Вдруг дверь отворилась и вошел командир брига, капитан-лейтенант Дохтуров. — Вас срочно вызывает в портовую контору капитан 1-го ранга Спафарьев, — сообщил командир. Через час Лазарев сидел в мягком кресле в кабинете у Спафарьева.

Спафарьев знал Лазарева как одного из лучших и способных офицеров. Знал его еще по войне со шведами и англичанами, когда двадцатилетний мичман Лазарев в бою 14 августа 1808 года первым вызвался пойти добровольно на выручку товарищей, попавших на корабле «Всеволод» в окружение англо-шведской эскадры. Знал также и по Отечественной войне 1812 года, в которой Лазарев не раз отличался во время обстрела неприятельских берегов и высадки десантов.

Без долгих предисловий Спафарьев предложил Лазареву взять на себя командование «Суворовым».

М. П. Лазарев любуется кораблем «Суворов»

Для Лазарева это предложение явилось большой неожиданностью. Но он не просил времени на размышления, а тут же объявил Спафарьеву, что согласен.

Поблагодарив Спафарьева за оказанное доверие, Лазарев распростился с ним и отправился в Петербург.

На следующий день новый командир «Суворова» лейтенант Лазарев с утра уже осматривал корабль. Вечером он поехал к своим сослуживцам и пригласил их разделить вместе с ним долгое кругосветное путешествие.

В течение десяти дней «Суворов» был дополнительно оборудован, вооружен и полностью укомплектован личным составом. Лазарев сам отбирал матросов, наиболее способных и знающих в совершенстве свое дело.

В первых числах октября получили инструкции, последние грузы и корреспонденцию. На корабль перебрались комиссионеры компании.