Египет
Мы уже видели, что путь, приведший египетских скульпторов к созданию великих шедевров, был долгим и трудным. Памятники предшествующего периода показали нам, как постепенно эти трудности преодолевались. Исключительно важный материал дает рассмотрение различных способов погребения трупов на протяжении как Раннего, так и особенно Древнего царств.
Для того чтобы по возможности сохранить облик умершего человека при неумении еще применять надлежащие средства бальзамирования, прибегали к иным способам: голову и тело умершего набивали льняными тканями, затем обматывали такой же тканью, а сверху иногда накладывали слой штука или смолы; затем опять обтягивали тонкой тканью, по которой рисовали глаза, брови, рот. В одном женском погребении была расписана вся ткань, покрывавшая тело: одеяние белой краской, кожа желтой, браслеты на руках и на ногах голубой, волосы и глаза черной, брови зеленой. Подобные попытки сохранения трупа, восходившие еще ко времени I династии, засвидетельствованы в погребениях Джосера, Ранофера и других и продолжали применяться в течение всего Древнего царства. Для истории развития скульптуры Древнего царства очень важны случаи, когда лица (а иногда и тела) умерших покрывались слоем гипса, в результате чего получалось подобие маски, хорошо передававшей черты лица покойного. Однако поскольку лицу стремились придать облик живого человека, то глаза необходимо было изобразить открытыми. Судя по двум погребениям, где были найдены хорошо сохранившиеся покрытые гипсом головы (в мастабах G-344/346 и G-466 в Гизэ), изготовление гипсового покрова происходило в несколько приемов: сначала с лица умершего снимали гипсовый слепок, с которого затем отливали гипсовую же модель, после чего ее прорабатывали, чтобы получить гипсовый покров с открытыми глазами.
Нет сомнения, что этот способ обратил на себя внимание скульпторов и сыграл большую роль в процессе овладения передачей портретного сходства в скульптурах, столь настойчиво требовавшегося религиозными представлениями и заупокойным ритуалом.
Особенно отчетливо влияние масок ощущается на группе интереснейших своеобразных памятников, получивших условное название «резервных» голов. Это натуральной величины портретные головы, сделанные из мягкого, близкого к гипсу известняка, которые ставились либо перед входом в погребальную камеру мастабы, либо в самой камере.
Все головы снизу гладко срезаны, для того чтобы они могли стоять. Точные ритуальные функции этих голов неизвестны, однако общее их назначение несомненно: подобно статуям, они должны были служить вместилищем для души, заменяя наиболее важную часть человеческого тела — голову. Возможно, что в этом обряде нашли какое-то отражение пережитки верований периода первобытнообщинного строя. Известно, какое большое значение отводилось в религиозных воззрениях первобытных людей именно голове человека, с которой, как с местом пребывания души, связывались представления о жизни, смерти, загробной судьбе душ и т. п. Черепа или различными способами сохраненные головы предков, а затем заменяющие их маски и скульптурные головы часто являются объектом заупокойного культа.
В течение Раннего и первой половины Древнего царства еще существовали пережитки различных древнейших обрядов, и не случайно именно от времени IV династии, наряду с закрепленными типами статуй умерших, дошли до нас и такие разновидности заупокойных скульптур, которые потом исчезли портретные бюсты и «резервные» головы.
Отличительной особенностью всех таких голов, сразу же обращающей на себя внимание, является отчетливо и ярко выраженная портретность. Каждая из них бесспорно индивидуальна и имеет характерные черты лица, форму черепа, взгляд, выражение. Такая точная передача облика превосходи большинство современных головам статуй и может быть объяснена только в связи с процессом изготовления масок с лиц умерших. Именно в таком случае становится понятно наличие того отбора основных черт, той большой работы скульптора, которая отличает эти головы от простых отливок и позволяет признать в них не копии с натуры, а подлинные произведения искусства.
Портретные головы из Гизэ ярко освещают для нас творческий путь замечательных мастеров первой половины Древнего царства. Только после сравнения с ними статуи зодчего Хемиуна становится ясно, что этот великолепный памятник был закономерным завершением длительного этапа напряженных исканий. Еще менее было бы понятным появление и такого поразительного произведения, как бюст сына царского Анххафа.
Это наиболее примечательный из всех шедевров Древнего царства. Лицо Анххафа выполненное с типичным не только для скульптур рассматриваемого периода, но даже может быть, и для всей египетской пластики реализмом, привлекает внимание к себе неповторимым мастерством проработки мускулатуры лица, складок кожи, нависших век, болезненных мешков под глазами.
Такая же острая индивидуальная характеристика отличает и мужскую голову из коллекции Сальт (Лувр).
В женском скульптурном портрете из собрания Карнарвона прекрасно передан образ молодой женщины в расцвете красоты и полной сил.