Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Составные элементы культур долины Нила

О дальнейшем развитии широких торговых связей, существовавших еще, судя по находкам морских раковин и малахита, в период тасийской и бадарийской культур, свидетельствуют теперь попадающиеся время от времени обсидиан с Эгейских островов, из Передней Азии или, что вероятнее всего, из Абиссинии, ягоды можжевельника и древесина хвойных деревьев из Палестины и Сирии и корунд, возможно, с Наксоса.

Вполне возможно, что в это время уже был приручен осел, который мог использоваться в такой торговле для перевозки тяжелых товаров. Известно, что, во всяком случае, египтяне уже пользовались в этот период весьма прочными лодками из скрепленных между собою связок папируса. Посредине такой лодки помещались две квадратные каюты; лодка приводилась в движение шестью или восемью парами весел и управлялась стоявшим на корме под навесом рулевым. Полагают, что такие лодки должны были оснащаться парусами, так как подниматься в них вверх по Нилу против течения на одних веслах было бы невозможно. Однако лодки этого типа никогда не изображаются с распущенными парусами в противоположность более поздним «чужеземным» парусным судам, так что вероятнее предположить, что вверх по реке их просто тянули на бечеве. Возможно, что в связи с той же «торговлей» получили развитие и широкое распространение и выцарапанные на сосудах алфавитоподобные знаки, восходящие, должно быть, еще к значкам палеолитической эпохи.

Прогресс в области религии сказывается в усложнении погребального ритуала. Прекрасная сохранность трупов в горячих песках пустыни должна была внушить обитателям долины Нила особенно твердую веру в продолжение жизни человека после его смерти. Однако варварский обычай убивать жен и слуг и хоронить их вместе с их господином для сопровождения его в загробной жизни, еще до недавнего времени наблюдавшийся у некоторых южных нильских племен, не был распространен среди амратийцев, так как симпатическая магия давала им более экономный выход. Живых жен и прислужников заменяли, по-видимому, женские статуэтки и фигурки слуг, несущих на голове сосуд с водою, подобно тому, как в историческую эпоху эту роль выполняли фигуры ушебти. Однако собаку, бессловесного слугу мужчины, нередко принуждали сопровождать своего господина и после его смерти и хоронили вместе с ним в гробнице. Других домашних животных, относящихся к крупному рогатому скоту, заменяли глиняными моделями.

Роспись на стенах гробниц династического Египта изображает подношения покойнику, труд его рабов и его собственные развлечения на пирах и на охоте. Эти сцены, судя по сопровождающим их текстам, изображались не просто для услаждения взора и души, а для того, чтобы с помощью, заложенной в них волшебной силы обеспечить усопшего надлежащим обслуживанием и развлечениями. На стенах простых могильных ям доисторической эпохи не было места для росписи, но на погребальных сосудах и шиферных палетках мы находим подобные же сцены, связанные, как мы увидим ниже, длинной цепью более поздних памятников с древнейшей росписью на стенах гробниц.

Теперь, чтобы разобраться в составных элементах этих культур и обосновать наши предварительные утверждения, мы должны обратиться к более тщательному анализу отдельных черт ее археологического наследия.

Конечно, амратский период не оставил после себя полированных каменных топоров или тесел, но кремневые тесла и топоры, из которых некоторые заточены с помощью удара «транше», представляют довольно обычное явление; в число других кремневых орудий входят вкладыши для серпов, дисковидные и одноконечные скребла, из которых последние, вероятно, употреблялись в качестве бритв, и красивый нож, имеющий форму запятой, представляющий собою, в сущности, остроконечник с одной поверхностью, отделанный с помощью отжимной техники. Навершья булав представляют собою каменные диски с острым краем; реже попадаются каменные булавы с заостренными концами. Рыбу били гарпунами; изредка встречаются медные гарпуны, но чаще они изготовлялись из кости; все они имеют более уплощенную форму, чем фаюмские, и сильно напоминают хартумские типы гарпунов.