Ремесленники и сельское хозяйство
Как мы уже указывали, ремесленник не мог отказаться от своей профессии и обязан работать был по специальности, которую он приобрел. Но, не меняя этой специальности, он мог, по-видимому, выполнять вполне законно и работу по совместительству. Совмещение профессий следует объяснить невозможностью обеспечить себя материально только работой по специальности, отсутствием в данной местности соответствующего специалиста, а также, возможно, заинтересованностью работадателя в предоставлении работы данному ремесленнику.
Наблюдается совмещение профессий чаще всего в специальностях смежных. Имеются, например, основания предполагать, что кирпичники не ограничивались только изготовлением кирпичей, но брали на себя и работу по кладке. В ряде папирусов, относящихся к крупным имениям, встречается запись с указанием суммы оплаты. Не следует ли читать, как это сделали издатели (VI в.) В пользу такого чтения говорит, между прочим, и то, что в (VI— VII вв.) указано, что кирпичников было 12, а число строителей не отмечено. Должно быть, эти 12 кирпичников и получили всю плату, как за изготовление кирпичей, так и за кладку. С другой стороны, работу кирпичников и выполняли строители.
В P. land., II, 17 (Окс.?, VI—VII вв.) скорняк занимается окраской шерстяной одежды. В P. KI. Form., 1126 (Фаюм., VI в.) плотники работу выполняют, которую обычно пильщики делали, а в SB, III, 7243 (IV в.) сандалии покупаются у ткачей по льну. В Р. Оху., XXVII, 2480 (565—566 гг.) встречается Мина, а в стк. 15, 26, 36 тот же Мина работает над строительством лодки.
Некоторые работы были вообще столь неразрывно связаны, что очень часто выполнялись одними и теми же специалистами. Это относится в первую очередь к мельникам, являвшимся одновременно, как правило, и пекарями, и к пекарям, совмещавшим профессию мельников. Порою это совмещение профессий находило отражение свое и в терминологии.
Ремесленники нередко занимались работой, не имевшей ничего общего с профессией их основной. Так, упоминаются в папирусах ремесленники, являвшиеся одновременно банщиками, сторожами, крестьянами, солдатами (?) и т. д. .
Очень распространенным было совмещение профессии ремесленника и служителя церкви. Это вполне естественно, так как в первые века существования христианства клирики должны были сами обеспечить свое существование. «Клирик, — говорится в Statuta ecclesiae antiquae, § 51, — как бы он ни был учен в слове божьем, должен получать пропитание каким-нибудь ремеслом». Так называемые «каноны Афанасия» разрешают клирикам заниматься ремеслом при условии, что эти занятия не будут связаны с кражей (обманом) и не повлекут за собой отсутствия на церковных службах. Судя по данным законодательства (большинство конституций относится к западным провинциям империи), число клириков, занимавшихся ремеслом, было настолько значительным, что вопрос о том, взимать ли с них налоги за ремесленно-торговую деятельность или разрешать им пользоваться налоговым иммунитетом, приобретал особое значение.
В папирусах (и в других источниках) неоднократно встречаются лица, совмещавшие профессию ремесленника и клирика. Это гончары, красильщики, изготовители луков, маслоделы, пекари и мельники, плотники, скульпторы, ткачи, неквалифицированные работники и т. д.
Ремеслом занимались по совместительству не только клирики. Домашнее производство, в первую очередь ткачество, рассчитанное на удовлетворение собственных потребностей, могло быть использовано и для изготовления изделий на продажу. Папирусы упоминают иногда не ремесленников, выполнявших ремесленную работу не для себя, а за плату. Так, в PSI, VI, 712 (Окс., 295 г.) крестьяне получают деньги за изготовление 40 тыс. кирпичей. В SB, VI, 92924 (Ерм., 552 г.) землю снимает в аренду «крестьянин и плотник». В P. Got., 9 (Окс., 549 или 564 г.) работник почтовой службы одновременно занимается и ткачеством и крашением (стк. 13—14) и плату получает за все три вида деятельности от лица, ответственного за муниципальную бухгалтерию. В P. Lond., V, 1708 (Ант., VI в.) соседи принимают участие в строительстве дома и т. д.
Чтобы покончить с вопросом о совмещении профессий, следует еще остановиться на связи ремесленников с сельским хозяйством. Как известно, ремесло выделилось из сельского хозяйства, но полного его отделения от сельского хозяйства мы не наблюдаем даже в средние века, Связь ремесленника с сельским хозяйством должна была быть особенно тесной в такой аграрной стране, как Египет. Занятие сельским хозяйством являлось дополнительным источником дохода, сырьем ремесленника обеспечивало (например, ткачей), а иногда, в случае временного отсутствия работы, — основным источником существования. Возможно, что некоторые ремесленники (в особенности тс, у которых не было мастерской) в пору страды нанимались на работы сельскохозяйственные, а в остальное время года жили за счет ремесла.
В папирусах иногда о ремесленниках встречаются упоминания, владеющих землей: золотых дел мастера, мастера серебряных дел, красильщики, ткачи, валяльщики, стригальщики шерсти, строители, кузнецы, гончары, плотники, мельники, маслоделы, торговцы папирусом, изготовители венков и т. д. Владение землей — показатель известного благосостояния, но само по себе еще не является доказательством, что занимались сельским хозяйством, так как землю можно было не обрабатывать, а сдавать в аренду. Но у нас имеются данные, показывающие, что ремесленники снимали в аренду землю. Землю арендуют пекари, золотых дел мастера, плотники, маслоделы, кузнецы, ткачи, сапожники, гончары, миханарии и т. д. Наконец, папирологический материал показывает, что ремесленники на сельскохозяйственную работу нанимались.
Рассмотренные данные папирусов позволяют сделать следующий вывод: хотя работники к своей профессии были прикреплены и менять ее не могли по своему желанию, не было все же грани непроходимой между занятиями группами населения различного уровня. Экономические условия побуждали трудящихся к совмещению различных профессий, а администрация мирилась с этим в той мере, в которой не задевались интересы государства.