На территории Украины памятники срубной культуры известны главным образом в бассейне Северского Донца и в Днепровском Левобережье. Срубная металлургическая традиция на Украине представлена изделиями тех же типов, которые характерны для срубных памятников Подонья (наконечники копий со свернутой втулкой, топоры, кинжалы срубного типа, серпы) (рис. 1-18).
Срубная культура: 1 — коллекция А. Поля; 2-4, 9, 11 — поселение Усово Озеро; 5 — Чутовский р-н; 6 — поселение Капитаново; 7 — поселение Янохино; 8 — с. Ивановка; 10 — Полтавская область; 12-18 — Лобойковский клад. Срубная культура, лобойковская группа: 19 — с. Капуловка; 20 — с. Вовниги; 21 — с. Пилипчатино; 22, 26 — Трехизбенский клад; 23, 25 — Благовещенский клад; 24, 27, 31, 32 — Лобойковский клад; 28 — Златопольская мастерская; 29 — с. Вязовок; 30 — Борисовский клад
Наиболее полно это производство исследовано на поселении Усово Озеро в Краснолиманском районе Донецкой области, где найдены многочисленные обломки глиняных литейных форм, тиглей, льячек, сплески металла, шлаки. Материалы этого поселения, наряду с металлургическим комплексом Мосоловского поселения, позволяют получить достаточно полное представление о собственной металлургии срубных племен Подонья и Украины. Эта металлургическая традиция по основным техническим приемам (использование глиняных литейных форм, большая доля кузнечной доработки изделий), применению широко-вислообушных топоров, являвшихся дальнейшим продолжением линии развития топоров костромского и колонтаевского типов катакомбного времени, может быть рассмотрена только в качестве единственной на Украине технологической и культурной традиции позднего бронзового века, наследовавшей катакомбную и полтавкинскую (которые вполне можно рассматривать в рамках одной металлургической традиции) металлургию среднего бронзового века.
Срубная культура на Украине базировалась на месторождениях Донецкой области, на которых зафиксированы следы древних выработок.
Традиционно к срубной культуре относят и так называемую «лобойковскую» металлургическую традицию. Лобойковский очаг металлообработки был выделен Е. Н. Черных (Завадово-Лобойковский очаг) как особый район позднебронзовой металлургии со специфическим набором типов бронзовых изделий, технологией и группой металла (Лб), характерными для позднего бронзового века Левобережной Украины. А. М. Лесков, указав на принадлежность Завадовской мастерской к белозерскому периоду и отнеся Головуровскую мастерскую к ране-срубному времени, уточнил хронологические и территориальные рамки очага, уделив особое внимание литейным мастерским. Расширив специфический набор предметов, характерных для этого очага, он выдвинул тезис о срубной принадлежности племен — носителей данной металлургической традиции (Головурово-Лобойковский очаг).
Чередниченко подошел к вопросу культурной принадлежности этой группы металлических изделий (у него это металл срубных племен Поднепровья) более осторожно, указав на серьезные отличия от металлических изделий срубной культуры Подонья и Поволжья, Это положение он привел в качестве одного из доводов в пользу необходимости членения срубной культурно-исторической общности на ряд локальных групп, которые, «быть может, вероятнее было бы назвать самостоятельными культурами».
Четкие отличия лобойковского металла от красномаяцкого (сабатиновского) и срубного, впервые выделенные Черныхом, а также территория распространения основных металлических находок и производственных центров (литейных мастерских и отдельных литейных форм) позволяют ставить вопрос о принадлежности этого очага к самостоятельной культуре.
Находки целого ряда лобойковских комплексов и отдельных предметов на территории сосницкой культуры и, прежде всего, отдельных литейных форм, а также литейных мастерских (Деревянное, Мазепинцы), в том числе и наиболее ранней в этом очаге (Головуровской), наряду с находкой головуровского наконечника копья в сосницком погребении у с. Кветунь позволяют ставить вопрос об участии сосницких племен в формировании и развитии этой металлургической традиции, рассматривая распространение этого металла на восток как относительно позднее явление. В этом процессе непосредственное участие принимали и позднесрубные племена, перенявшие в конечном счете эту металлургическую традицию и способствовавшие распространению ее на восток, вплоть до Западного Казахстана, что является, одной из сторон проблемы общности культур валиковой керамики позднего бронзового века в степях Евразии.
Металлические изделия лобойковской группы изготовлены из высококачественных оловянистых бронз в технике литья в литейные формы, сделанные преимущественно из тальковых сланцев. Они включают разнообразный набор орудий труда: черешковые ножи, шилья, иголки, тесла, втульчатые долота, серпы-косари кабаковского типа, кельты кабаковских типов. Лобойковская группа металлического вооружения состоит из наконечников стрел, копий с остро-литым пером, с прорезным пером, наконечников «рубящих» копий, двуушковых топоров-кельтов, втульчатых клевцов, кинжалов с кольцевым упором на рукоятке (рис. 10,19-32).
На территории Украины эта металлургическая традиция представлена литейными мастерскими Головуровской, Деревянное, Мазепинцы, Капуловка, рядом отдельных находок литейных форм, кладами металлических предметов — Борисовским, Бородаевским, Благовещинским, Кабаковским, Лобойковским, Трехизбенским, Елисеевичским.
Наряду с существенными отличиями, позволившими выделить лобойковские изделия в отдельную группу, их формы, технология и декор обнаруживают значительную близость к сабатиновским, кардашинским и сейминским металлическим предметам. Нам представляется, что это отражает как общность происхождения, так и взаимовлияния перечисленных металлургических традиций.
Комплексы, содержащие предметы лобойковских и сабатиновских типов (мастерские Головуровская, Малые Копани, клады Христич, Лобойковский), позволяют в целом синхронизировать Красномаяцкий и Лобойковский очаги металлообработки и датировать последний XVI-XIII вв. до н.э.
Большинство лобойковских литейных форм найдены за пределами территории сосницкой культуры. Это объясняется отсутствием месторождений меди на территории распространения этой культуры. Местонахождения этих литейных форм как бы окаймляют территорию «Сосницы» с запада и юга, концентрируясь в местах (или в непосредственной близости к ним) ближайших меднорудных месторождений и рудопроявлений Сквирского металлогенического района, Днепровской металлогенической области и Орехово-Павлоградской металлогенической зоны Украинского кристаллического щита и Донецкой металлогенической области.
Второй этап позднего бронзового века на территории Украины, белозерский, синхронный раннегальштатскому периоду Центральной Европы и датируемый XII-X вв. до н.э., представлен культурами гава-голиградская, высоцкая, белогрудовская, бондарихинская, белозерская.