Египет
Разумеется, местные мастера не сразу достигли высокого качества работы; фигуры некоторых росписей угловаты и непропорциональны; характерно, что такие росписи встречаются в гробницах малосостоятельных людей, не имевших возможности оплатить работу мемфисских или хорошо обученных местных художников, имеющих высокие степени мастерства.
Провинциальные мастерские, очевидно, приобрели особо важное значение с конца Древнего царства, когда в Египте произошли крупные социально-политические перемены. Постоянные грабительские войны и колоссальные непроизводительные работы по строительству подорвали экономику страны и царскую власть ослабили. Утомленное тяжелым гнетом трудовое население придавалось волнению, пыталось найти выход из непосильных условий жизни. Имеются данные о крупном восстании ремесленников, рабов и земледельцев. Противоречия в интересах отдельных номов, обусловленные их особенностями, приводили к борьбе их между собою, а также между номами и царской властью. По причине усложнившейся обстановки Египет около 2400 г. до н. э. разделился на отдельные области. В этих условиях утратилось значение Мемфиса как ведущего художественного центра. Возможно, что многие из его мастеров перешли в столицы областей или возникавших отдельных государственных объединений. К сожалению, почти не сохранилось памятников от наиболее крупного из подобных государств (так называемого Гераклеопольского), главным городом которого был Ненинисут. Это особенно досадно, ибо здесь был виднейший культурный центр XXIII-XXII вв. до н. э., как это видно хотя бы по знаменитому эрмитажному папирусу (№ 1116-А) с поучением царя Ахтоя-Уахкара его сыну Мерикара. Текст представляет собой одно из замечательных произведений древнеегипетской литературы; написанный прекрасным языком, он является первым в мировой истории политическим трактатом и содержит интереснейшие данные по истории и культуре периода.
Из других областей Египта от Первого Промежуточного периода, как обычно называют время между Древним и Средним царством, также известно не много памятников, к тому же не всегда точно датированных. Характерно повсеместное снижение художественного уровня произведений, большинство которых теперь выполнялось местными мастерами низкой квалификации. Стены гробниц покрывались плохими росписями или грубыми рельефами, а иногда вообще оставались без декорировки. В ряде случаев изображения сводились к небольшим упрощенным, подчас составленным из частей разных сцен композициям, которые начали появляться еще в конце VI династии.
Однако, несмотря на упадок мастерства, на отдельных памятниках появляются новые самобытные черты. Особенно часто встречаются они на стелах и саркофагах, которые теперь расписываются не только изображениями жертв и предметов быта, необходимых умершему, но и отдельными сценами. Среди них выделяются фигуры умершего на погребальном ложе и оплакивающих его людей; привлекает внимание редкий вариант этой сцены — прощание умирающего человека с близкими. Характерным отражением обстановки периода с его восстаниями и междоусобными войнами является воспроизведение на саркофагах среди бытовых предметов также оружия, а на стенах гробниц — отрядов воинов.
Постепенно в столицах крупных номов начали расти свои художественные мастерские. Возможно, что в известной мере могли сохраняться профессиональные навыки, унаследованные еще от мемфисских мастеров, работавших в Древнем царстве на местах или обосновавшихся здесь после изменившегося положения Мемфиса. Во всяком случае, гробницы некоторых номархов к концу рассматриваемого периода показывают несомненный рост художественного мастерства местных художников. Таковы рельефы гробницы правителя 12-го нома Ахтоя и росписи усыпальницы другого правителя того же нома — Тефьеба. Эти мастерские областных центров и подготовили новый расцвет искусства следующего периода — Среднего царства.