Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Стиль лабиринта

Изменение общей обстановки, естественно, отразилось и в области искусства. Теперь центром художественной жизни страны стал двор фараона, и именно здесь работали лучшие мастера. Для уровня египетского искусства того или иного периода всегда показательны памятники архитектуры. Стечением времени, в процессе укрепления царской власти, царские усыпальницы фараонов приобретают все большие масштабы и завершаются великолепным заупокойным сооружением Аменемхета III в Хаваре (Фаюм), необычным по замыслу, размерам и оформлению памятником.

Отличительной чертой стиля Лабиринта была его монументальность, чему способствовало применение больших плоскостей монолитов каменных для перекрытий архитравов, а также ряды монолитных колонн. Несмотря на неполноту наших сведений, можно с уверенностью сказать, что многочисленные колоннады являлись одной из характерных особенностей художественного оформления Лабиринта, что стояло в связи с общим ростом применения колонн в архитектуре Среднего царства.

Примечательным является уже самый выбор места для постройки гробницы. Еще Сенусерт II, поставивший свою пирамиду в современном Лахуне, то есть там, где были сосредоточены важнейшие шлюзы Бахр-Юсуфа, подчеркнул этим огромное значение, которое фараоны XII династии придавали Фаюму. При Аменемхете III сооружение огромной оросительной системы шлюзов закончилось. Меридово озеро стало резервуаром нильских вод, и в то же время благодаря осушению земель около него были получены новые плодороднейшие поля. В соответствии с тем вниманием, которое уделял Аменемхет III работам в Фаюме, он и свою пирамиду построил в центре этой области.

Пирамида, сложенная из кирпичей и облицованная плитами известняка, имела интересную систему расположения внутренних ходов, придуманную для того, чтобы обеспечить сохранность царской мумии. Начинавшаяся от входа длинная лестница приводила в глухую комнату с подвижными плитами в потолке, через которые можно было проникнуть в коридор, устроенный только для того, чтобы ввести в заблуждение вора, так как этот коридор оканчивался тупиком. Настоящий же ход из комнаты шел в совершенно ином направлении и приводил в следующую комнату с подвижными камнями в потолке. Комнат таких было три. В коридоре, который соединял последнюю из них с погребальной камерой, было устроено новое препятствие: в полу его находились два ложных колодца.

Погребальная камера была высечена полностью из громадной глыбы желтого кварцита и великолепно отполирована. Она имела 6,71 м, в длину, 2,44 м, в ширину 1, 83 м в высоту; толщина стенок составляла приблизительно 60 см. Вставлена камера была в вырубленный в скале колодец. Дверей она не имела, и проникать в нее можно было, исключительно через потолок, состоявший из трех камней, самый большой из которых, около 175 килограммов весом, был подвижной. Над камерой был устроен свод из объемных известняковых балок толщиной более 2 м, поверх свода сооружена арка из кирпича, а выше уже шла кладка именно здания пирамиды.

У восточной стены пирамиды по обыкновению располагался заупокойный храм – самый грандиозный из всех заупокойных святилищ царских. В храме было очень много помещений; греки впоследствии назвали его Лабиринтом (по тронному имени Аменемхета III — Нимаатра, Лабира — в греческом произношении). Описания храма сохранились у ряда греческих и римских авторов, считавших обязательным во время путешествий своих по Египту осмотреть Лабиринт как одну из важнейших достопримечательностей страны

Лабиринт занимал огромную площадь в 72 000 кв. м. Это было здание, окруженное колоннадой и состоявшее из множества разнообразных помещений — молелен, залов, кладовых, коридоров. Архитектурное убранство Лабиринта почти исчезло. От многочисленных колоннад до нас дошли только незначительные обломки каннелированных колонн; такие же фрагменты сохранились от бесчисленных рельефов, украшавших некогда стены.

В числе скульптур найдено много статуй божеств Фаюма — крокодила Себека и богинь Меридова озера, что было связано с общим значением этой области в экономической политике фараонов XII династии. В молельнях второго поперечного зала, видимо, стояли наосы красного гранита, в каждом из которых находились высеченные из того же куска камня фигуры царя и бога. Было много и других скульптур из различных пород камня. В каменоломнях Вади Хаммамат сохранились надписи начальника работ Мери и царского строителя Сенусерта, которые руководили работами по добыче соответствующих глыб для изготовления десяти статуй, изображавших Аменемхета III сидящим на троне и предназначавшихся для заупокойного ансамбля в Хаваре. Каждая из этих статуй имела в высоту 2,5 м.

Недалеко от пирамиды и Лабиринта, на месте современного Биахму, в самой северной части отнятых от вод Мерида новых плодородных земель, были поставлены колоссальные статуи Аменемхета III. На огромных массивных пьедесталах в форме усеченных пирамид высотою свыше 6 м возвышались гигантские монолитные статуи фараона из желтого, блестяще отполированного кварцита, достигавшие 11,7 м в высоту; общая высота этих колоссов с пьедесталами равнялась 18 м. Пьедесталы частично во время разлива заливала вода, и статуи казались сидящими среди озера.

Эти памятники еще стояли во времена Геродота и Диодора. Сравнение заупокойных ансамблей Сенусерта I и Аменемхета III показывает ряд принципиальных изменений. Обращают внимание иные взаимоотношения отдельных зданий комплекса. Масштабы храма заупокойного Аменемхета III резко увеличиваются, поскольку он приобретает гораздо большее значение, нежели это было раньше, не только как место почитания умершего фараона, но, и это в первую очередь, как центр общегосударственного культа обожествленного владыки Египта. В этой же связи и в полном соответствии с теми изменениями, которые произошли к этому времени и в царской монументальной скульптуре, находится и сооружение двух колоссальных статуй Аменемхета III в Биахму. Вынесенные за стены храма, статуи фараона высились как самостоятельные гигантские памятники, прославляющие его силу и мощь.