«Возрос усерден, неподкупен, царю наперсник, а не раб», — так писал Александр Сергеевич Пушкин о своем прадеде со стороны матери. Прадеда Пушкина звали Абрам Петрович Ганнибал.
Предок величайшего поэта Русской земли был воспитанником и соратником Петра Первого. Выдающийся военный инженер своего времени, он за заслуги перед русским государством получил высокое звание генерал-аншефа.
Генерал-аншеф А. П. Ганнибал был уроженцем далекой Эфиопии, но, попав в юности в Россию, стал верным ее сыном.
Честные русские люди с глубоким уважением относились к Абраму Петровичу. Но в то время, когда жил А. С. Пушкин, один проходимец осмелился попрекнуть поэта африканским происхождением его прадеда. Ненавидя Пушкина, он злорадствовал по поводу того, что кожа у Ганнибала была не белая, а темная (темно-коричневая), как у большинства эфиопов. Этому-то проходимцу и ответил А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Моя родословная». Александр Сергеевич не только не стыдился своего прадеда-эфиопа,- он гордился им.
Родина А. П. Ганнибала — Эфиопское государство — древнее, чем любое из государств, существующих сейчас в Европе и Америке. Страна Эфиопия — единственная в Африке, сумевшая сохранить независимость в те мрачные времена, когда весь материк был поделен колонизаторами.
Народы этой горной страны уже две тысячи лет назад создали высокую культуру, которая уходит корнями в еще более седую древность. Вернувшись на родину из Эфиопии, ученый Вавилов указывал, что Эфиопия — одна из тех областей, где зародилось земледелие. Эфиопские крестьяне превратили в культурные растения и подарили другим народам некоторые виды пшеницы и гороха, душистый кофе.
Эфиопы делят свою страну как бы на три «этажа». Первый, самый нижний — это жаркий пояс с тропической растительностью. Выше, расположен второй пояс, где возделывают пшеницу и ячмень, кукурузу и сою, табак и виноград. И, наконец, на верхнем «этаже», где климат умеренный, жители тоже сеют пшеницу и ячмень, а главное, разводят скот.
Первые европейцы, проникшие в Эфиопию (это был в конце XV и начале XVI века), с восхищением рассказывали о сельском хозяйстве страны. Они видели здесь хорошо орошаемые поля, с которых крестьяне собирали два-три урожая в год. На разных полях одновременно велись сев, пахота и уборка.
В 1520-1527 годах в Эфиопии жил португальский монах Алвариш. Вернувшись на родину, он писал, что страна Эфиопия невероятно богата коровами.
Страны древнего земледелия — это страны высокой культуры. И государство, которое создали некогда эфиопы, могло соперничать с культурой передовых стран древнего мира.