Еще одна эстетическая особенность, проявившаяся в классическом искусстве Древней Греции, также имела большое значение. Она обозначилась только в классическую эпоху, в сущности, своим появлением и отграничив ее от архаического времени. Эта эстетическая черта свое выражение нашла в изобразительном искусстве, главным образом в скульптуре.
Архаические схемы в греческом искусстве изжили себя в пользу органических, природных форм. Архаическая пластика, воссоздавая живые формы, делала их геометрическими, тогда как классическое изобразительное искусство отдало предпочтение живым формам, сблизившись с природой и отойдя от традиций Востока. Некоторые эстетики считают эту разительную перемену самой глубокой из тех перемен, какие известны истории искусства. Греческое искусство перешло тогда от схематических форм к формам реальным, от форм искусственных к живым, от форм конструируемых к наблюденным, от форм-символов к формам, жившим самостоятельной жизнью, от форм, представлявших потусторонний мир, к человеческим формам.
Греческая скульптура овладела органическими формами с непостижимой быстротой. Этот процесс начался в V веке, а уже в половине того же века был завершен. Первым из великих скульпторов этой эпохи был Мирон, освободивший скульптуру от архаической схемы и приблизивший ее к природе. Поликлет уже установил ее канон, основанный на наблюдении над органической природой. Фидий, скульптор V века, достиг, по единодушному мнению греков, вершины совершенства.
Перестав стилизовать человеческое тело под геометрическую фигуру, классическое искусство воссоздавало сложные живые формы, стремясь отыскать в них простые, устойчивые пропорции. Наиболее характерной чертой искусства той эпохи было как раз и то, что оно воспроизводило живые тела не в копии, а в синтезе. Если статуи имели семикратную длину лица, а лицо —трехкратную длину носа, то это имело место потому, что греки видели в этих числах синтез человеческих пропорций.
Они были так же далеки от натурализма, как и от абстракционизма. В искусстве они стремились к идеализации как формы, так и содержания. Вероятно, эти устремления давали художникам классической эпохи ощущение стабильности, непреходящей ценности их произведений.
Именно с той ранней поры берет начало мнение, еще и ныне часто повторяемое: «ars longa, vita brevis» (коротка жизнь, вечно искусство). Хотя мысль эта цитируется по-латыни, но она уходит вглубь истории Греции и встречается уже у великого медика Гиппократа. Это мнение приписывает искусству то же постоянство, какое ранние поэты усматривали в своем поэтическом труде. Искусство гораздо долговечнее своего творца.