Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Тасманийцы

Все современные отсталые племена и народности сравнительно далеко ушли от подлинной первобытности. Таким образом, даже самые отсталые из этих племен по ряду признаков стоят все же выше, чем кроманьонцы и гримальдийцы. Единственным подходящим примером того культурного состояния, которое представлено в ориньяко-солютрейской стадии, могут служить тасманийцы. Да и это — весьма условно и относительно. Тасманийцев сейчас не существует. Жесточайшие приемы английской колонизации, начавшейся примерно в двадцатых годах XIX в., с необычайной быстротой привели к полному уничтожению всего туземного населения Тасмании. Уже в 1854 г. оставалось всего 16 тасманийцев: трое мужчин, одиннадцать женщин и двое детей. В 1877 г. умерла единственная чистокровная тасманийка. Этими трагическими обстоятельствами и крайним невежеством ранних колонизаторов Тасмании объясняется то, что о культуре тасманийцев сохранились лишь, весьма недостаточные и к тому же нередко противоречивые сведения.

Тасмадщйцев можно считать наиболее отсталой группой человечества, какая только известна этнографии. В антропологическом отношении они представляют собой, конечно, вполне современного человека. Значительную роль в культурной отсталости тасманийцев сыграли как условия естественной среды, в которой они жили, так и их вековая изолированность, причем их ближайшими соседями были не намного выше их стоявшие австралийцы. Поэтому культура тасманийцев не может быть совершенно аналогичной ориньяко-солютрейской. Взять хотя бы то, что в Тасмании почти не встречается кремень, почему тасманийцам приходилось делать свои каменные орудия из плотного песчаника. А это обусловливало иные формы изделий и иную технику обработки. Все же авторитетные археологи сближают каменные орудия тасманийцев с ориньякскими. Вместе с тем в каменном инвентаре тасманийцев довольно обильно представлены орудия более архаического — мустьерского типа. Если здесь нет недоразумения, то, судя по некоторым показаниям, техническая отсталость тасманийцев выражалась и в том, что они не знали сложного орудия и оружия, т. е. не умели придавать каменной рабочей части орудия деревянную рукоятку или каменный наконечник копью. Материалом для орудий, оружия и утвари служили тасманийцам камень, дерево, раковины, шкура, кожа и растительное волокно. В очень незначительной мере — этим они резко отличаются от ориньякцев — использовали тасманийцы кость. Это очевидным образом объясняется тем, что в Тасмании нет крупных животных и, следовательно, подходящего материала. Мамонтовых бивней, которыми был так богат кроманьонец, у них ведь не было.

При таких условиях технический инвентарь тасманийцев состоял, насколько имеются об этом данные, из следующих видов орудия и оружия:

  • ручных каменных рубил,
  • остроконечников и иных неопределенной формы режущих орудий,
  • деревянной дубины или палицы (ручной и особой формы — метательной),
  • копья, целиком деревянного,
  • палки для копки съедобных кореньев,
  • лопатки из дерева, которой женщины отрывали от скал моллюсков.

Деревянные изделия обрабатывались каменными орудиями либо раковинами. Копье изготовлялось из побега твердого дерева, который распаривался на костре и выпрямлялся, затем обстругивался простым осколком камня, каменным скребком или раковиной. Конец копья обжигался на огне. Огонь добывался трением деревянной палочкой. Прирученной собаки тасманийцы не знали. Утварь состояла из сумок, корзин и пр., сплетенных из трав либо волос. Из того же материала плелись веревки. Из длинных сухих листьев одного из местных растений тасманийские женщины плели такие плотные корзинки, что они могли служить вместилищем для воды. Жилищем служило нередко дупло большого дерева, а чтобы его расширить, это дупло еще выжигалось. На стоянках сооружали легкий заслон из веток или из коры — защиту человека и его костра от ветра, либо столь же примитивный шалаш из кольев, которые покрывались ветками.

Средства существования добывались тасманийцами путем собирательства, охоты и рыболовства. Собирали съедобные растения — коренья, плоды, ягоды, мелких животных, ящериц, раков, улиток, моллюсков. За отсутствием в Тасмании крупных животных, охота ограничивалась главным образом кенгуру и опоссумом, морская охота — тюленями. При охоте на кенгуру широко применялись облавы и загоны с поджиганием травы. Охота на опоссумов и тюленей составляла специальность женщин. С исключительной ловкостью, делая каменным рубилом зарубки на гладком стволе дерева и перебрасывая закинутую за ствол или ветви веревку либо кожаный ремень, влезали тасманийки на высокое дерево и вытаскивали скрывавшихся между ветвями опоссумов. С такой же ловкостью подкрадывались они к греющимся на солнце тюленям, подражая всем их движениям, и убивали одним ударом простой дубины. Неоднократно упоминалось о том, что тасманийцы не знали рыболовства и совершенно не ели рыбы. Это — недоразумение. Ссылаются на то, что тасманийцы не имели сетей и крючков. Но они ловили рыбу просто руками или корзинами, как это делают многие другие отсталые племена. Впрочем, некоторые авторы говорят о наличии у тасманийцев и сетей, и рыболовных крючков из кости и раковин. Имелись у тасманийцев и зачатки судоходства в виде плотов и лодок из древесной коры, скрепленных веревками. Пища, растительная и животная, употреблялась в сыром виде и жарилась. Большую часть года тасманийцы оставались совершенно нагими и лишь во время холодов накрывались шкурой кенгуру. Широко было распространено натирание тела смесью жира с охрой, что служило, вероятно, для защиты от холода, а, пожалуй, и от насекомых.

К сожалению, почти ничего неизвестно об общественном строе тасманийцев. Судя по отдельным показаниям, это был родовой строй в его самой рудиментарной форме. Брак в пределах рода не допускался, т. е. действовал порядок так называемой экзогамии. Соединение родов составляло племя, представлявшее собой изолированную группу. Каждое племя кочевало в пределах определенной территории, границы которой были хорошо известны и самому племени, и его соседям. Неприкосновенность этих границ соблюдалась строжайшим образом. Судя по указаниям на то, что стоянки тасманийцев состояли из 3—4 хижин, отдельные кочующие группы их были невелики.

Изобразительное искусство тасманийцев выражалось в условном рисунке черной и красной краской и некоторых попытках реалистического рисунка. Раскрашивали они и собственное тело. Неизвестное значение имела татуировка в виде рубцов на коже. Навесные украшения состояли из зубов кенгуру, ожерелий из мелких раковин, а то и простой веревочки или полоски меха. Как женщины, так и мужчины украшали свои головы венками из цветов и птичьими перьями. Широко были распространены празднества, так называемые «корробори», которые устраивались в особенности во время полнолуния и сопровождались пением и плясками. Единственным музыкальным инструментом был у них барабан, обтянутый кожей.

Наконец, не чужды были тасманийцы и религии. Отдельные роды не употребляли в пищу определенных видов животных или рыбы. Вероятно, отсюда-то и идет ошибочное мнение о том, что они вовсе не ели рыбы. Они верили в добрые и злые силы, последних боялись, в особенности ночью. Умерших зарывали в землю или прятали в дуплах деревьев. Практиковалось у них и сжигание трупов, причем пепел зарывался в землю, и над могилой устраивалось нечто вроде шалаша из кольев и коры.

Если мы пытаемся сопоставить культуру тасманийцев с ориньяко-солютрейской, то надо еще раз подчеркнуть, что сближение этих культур и в силу недостаточности данных, и по существу остается крайне условным. Еще раз надо сказать, что большую роль, определяющую различия этих культур, играет географическая среда. Тасманийцы были окружены несравненно более скудными природными условиями, чем ориньякцы. Судя по всем данным, пищи у тасманийцев, соответственно их потребностям, было достаточно. Численность их была невелика. Ее определяют к моменту их первого столкновения с европейцами в 8 тыс. человек. Это, при общей площади Тасмании в 67 898 км2, дает 8,5 км2 на одного человека. При таких условиях кормовая область каждого племени была, очевидно, вполне достаточной для его прокормления продуктами собирательства, охоты и рыболовства. Но того обилия пищи, в особенности мясной, которое давали крупные стадные животные ориньякцам, у тасманийцев не было.

В общем всё же просмотренные нами картины эпохи тасманийской культуры могут, хотя бы очень условно, дать нам приближенное представление о состоянии первобытного человечества на стадии ранне-родового строя.