Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Технологический процесс изготовления трипольских сосудов

Попытаемся рассмотреть отдельные звенья технологического процесса изготовления трипольских сосудов и организацию керамического производства у племен трипольской культуры.

Высококачественные керамические изделия, оставленные населением Трипольско-Кукутенской общности, свидетельствуют о высокой технике производства и мастерстве гончаров. Они отличаются большим разнообразием форм, орнаментации, составом массы и другими деталями. Древние мастера сумели создать сосуды, поражающие строгим изяществом, совершенством пропорций и орнамента.

Ассортимент трипольской керамики.

Любое производство керамики включает ряд последовательных операций: выбор глины и ее обработку, изготовление формы, обработку поверхности, орнаментацию и обжиг изделия.

Подбор глины и способы ее приготовления являются важным моментом технологического процесса изготовления керамики. Уровень представлений о глине как исходном сырье — важный показатель развития керамического производства. Трипольские мастера были хорошо знакомы со свойствами глины. Их представления о материале соответствовали 2-му и 3-му уровням, по А. А. Бобринскому. Для второго уровня характерно использование смеси из равных частей глины и непластичных материалов, для третьего — смеси из нескольких сортов глины или чистой глины без других добавок. Оба уровня представлений характерны для конца раннего Триполья и последующих этапов развития культуры. Это подтверждает анализ керамики многих поселений (Торостянец, Ладыжин, Шкаровка, Веселый Кут, Варваровка VIII, XV, Выхватинцы).

Формовочные массы создавались по двум направлениям: путем смешения разных сортов глин или путем добавления в глиняную массу минеральных веществ, что соответствовало второму и третьему направлениям в развитии навыков составления формовочных масс.

Показателем высокого уровня развития керамического производства является освоение трипольскими гончарами, особенно западной зоны, со второй половины IV тыс. до н.э. второго направления в развитии навыков составления формовочных масс (глина + глина). В последующие эпохи именно на базе этих формовочных масс происходило становление и развитие гончарного производства, в том число связанного с гончарным кругом в зоне лесостепи.

Трипольские мастера придавали большое значение подготовке сырья, которое проходило определенные стадии обработки, в зависимости от назначения, формы, размеров и типа орнамента.

Как показывают анализы керамики, взятой из разных ареалов, глина, употребляемая для гончарных целей, обычно местного происхождения.

Большинство керамических изделий трипольских гончаров отличается тщательной обработкой глиняной массы и поверхности сосуда. Но встречаются и сосуды из плохо размешанной глины. Мастера хорошо знали свойства глины и использовали эти познания для изготовления сосудов, предназначавшихся для разных целей.

При подготовке глину отстаивали, мяли, удаляли крупные примеси, делали добавки. Для изготовления керамики необходима была либо мелкоструктурная глина, лишенная крупных механических примесей, дающая при сушке равномерную усадку, либо содержащая отощитель — толченую ракушку, шамот или песок.

У трипольских гончаров существовало несколько способов приготовления теста. В зависимости от тучности глины в массу добавляли разные отощители, чтобы уменьшить усадку при сушке и избежать растрескивания сосуда в процессе обжига.

Измельченный шамот. Добавление отощителя документируется составом массы некоторых групп керамики и орудиями труда для приготовления шамота. Так, в ряде керамических мастерских поселений Буго-Днепровского междуречья и Побужья выявлены скопления фрагментов керамики рядом с наковальнями и двуручными отбойниками (Веселый Кут, Шкаровка, Клищев). В составе теста сосудов шамот фиксируется на многих поселениях раннего и развитого Триполья. Встречена эта примесь и в керамике позднего Триполья Поднепровья (Чапаевка) и Поднестровья (Брынзены VIII, Костешты IV, Брынзены III).

Кварц, кварцит и другие минералы в качестве отощителя широко применялись на всех этапах существования трипольско-кукутенских поселений. Мелкий песок добавляли в керамическую массу, которая шла на изготовление небольших тонкостенных сосудов, характерных для раннего и начала среднего Триполья. Встречается эта примесь и позднее, но уже в составе других формовочных масс. Крупный песок употреблялся при подготовке теста для крупной тарной керамики. На памятниках начала развитого Триполья Побужья как отощающий материал песок применялся реже, чаще — дробленые каменистые породы. Широкое распространение примесь кварца, слюды получает на позднетрипольских памятниках. Особенно характерны они для поселений Волыни (Троянов — 95 % сосудов изготовлены из глины с примесью кварца).

Измельченные раковины по составу — известковые образования, примесь которых придает изделию большую прочность и стойкость при сушке и обжиге, понижая в то же время точку плавления. Зачастую эта примесь довольно значительна (составляет 1/3 массы сосуда). По-видимому, рецепт глиняной массы с примесью ракушки заимствован трипольцами у местных неолитических и соседних степных племен.

С начала развитого Триполья примесь ракушки широко употребляют древние мастера по всей территории трипольско-кукутенской области при изготовлении так называемой «кухонной» керамики. Хорошо документируется зарождение этого нового для Триполья технологического приема на материалах восточного ареала — Березовка, Красноставка и др. К концу развитого Триполья примесь ракушки фиксируется и в других группах керамики. Особое распространение она получает в позднем Триполье. В. И. Маркевич на материалах Молдавского Поднестровья показал увеличение процента керамики из глины с примесью ракушки от 3 % на каракушанской фазе до 23 % к концу позднего Триполья. В. А. Дергачев для Выхватинского могильника отмечает 30-50 % сосудов, в тесте которых имеется в наличии ракушка. Эта примесь также характерна для керамики позднейших памятников Волыни и Поднепровья.

Кровавик — примесь, свойственная керамике Буго-Днепровского междуречья и Поднепровья. В период развитого Триполья этот минерал добавлялся в глину, из которой изготовлялись крупные сосуды (кувшины, зерновики, пифосы). При обжиге они приобретали светло-коричневый цвет (Шкаровка, Веселый Кут, Коломийщина и др.). В период позднего Триполья эта примесь встречается в керамике Поднепровья и Волыни.

Более редкой примесью является известь, которая зафиксирована в керамике развитого Триполья Буго-Днепровского междуречья, Поднепровья и Верхнего Днестра. В Триполье она, вероятно, появилась под влиянием керамистов полгарской культуры.

Следует также упомянуть, что посуда и особенно глиняная обмазка построек имеют значительную растительную добавку. По мнению исследователей, растения добавлялись в глину для придания прочности обожженной массе. Растительной примесью служили отходы обмолота хлебных злаков. Она встречается в массе тарной керамики и в глине некоторых статуэток. В позднетрипольских памятниках Буго-Днепровского междуречья выявлены специализированные сосуды для хранения зерна, в массе которых значительная примесь отходов обмолота злаковых.

Химический анализ фрагментов керамики и обмазки с поселений Буго-Днепровского междуречья показал их различный состав. В черепках выявлен кадмий (С) и талий (Т). В обмазке этих элементов нет. Можно считать, что эти категории керамических продуктов изготовлялись из разных масс.