Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Ткани культуры Паракас

Удивительные саваны

В этих ярких тканях культуры Паракас, некогда процветавшей в Перу, дремлет тайна, манящая своей неуловимостью. Изобилующие символами, которые потеряли свое значение, — ведь не осталось никого, кто бы их понимал, — ткани как бы сопротивляются расшифровке и толкованию. И все же ученые ухитрились подобрать к ним ключи, вглядываясь в вышитые изображения. Эти изображения позволяют заглянуть в жизнь и даже в душу людей, которые в 450-175 гг. до н. э. отошли в мир иной, обернутые слоями тканей. Изображения на этих тканях свидетельствуют о богатстве фантазии, стремлении установить связь с силами природы и даже со сверхъестественными силами.

И все же, по словам североамериканского археолога Энн X. Петерс, «глядя на эти ткани, мы всегда будем иметь больше вопросов, чем ответов». Никто, например, не знает, какую социальную роль играли люди, которые смотрят на нас с фрагмента тканого покрывала, найденного в захоронении двухтысячелетней давности. Каждый из них держит в одной руке жезл, и отсеченную голову врага в другой. Некоторые ученые предполагают, что «фигурки воинов» могут изображать вождей самых разных племен, а некоторые думают, что хозяин этого покрывала являлся воином, а рисунок ссылается на роль в обществе. Петерс смотрит на проблему более широко и предполагает, что фигурки эти как бы человеческую агрессию олицетворяют.

Общество, которое столь высоко ценило погребальные покрывала, должно было нуждаться в услугах людей, их создающих: крестьян, выращивающих хлопок, сборщиков шерсти дикой ламы вигони, пастухов, пасущих стада альпак и гуанако, красильщиков, ткачей и, конечно, вышивальщиц, чье блестящее мастерство сохранялось тысячелетия в сухом климате полуострова Паракас в Перу. И какие бы древние тайны ни хранили эти ткани, по крайней мере, одно послание, переданное нам через них, вполне ясно: изысканные похоронные покрывала служили прежде всего показателями статуса. Заметим, что завернуты во много слоев великолепных тканей только тела усопших пожилых мужчин.

Извечный танец животных

Сотни замысловато вышитых тканей свидетельствуют о связи между их владельцами и миром природы. Такие люди, вероятно, должны были как бы перенимать качества существ, которых они воплощали.

животное на ткани

Духовная связь с природой у создателей всех этих изображений, конечно же была, как и у народа инка, жившего тысячу лет спустя, и как у некоторых современных жителей Анд. Во время праздников инки надевали на себя костюмы зверей и птиц с рисунками, напоминавшими сцены на вышивках. Вытканные ткани вручную в Андах продолжают играть важную роль. Например, жители Коромы в Боливии вытаскивают из сундуков драгоценные ткани, по наследству им доставшиеся, и в ритуалах используют их, ублажая духов предков и природные силы.

Парад священных символов

символы на тканиДля жителей Паракаса, которые хорошо знали свои мифы, символы и религиозные ритуалы, а также историю своих правителей, вышитые ткани были исполнены смысла.

Ученые могут исходить только из того, что они видят на рисунках. Путем кропотливого изучения они определили многие растения и животных, узнали, где они росли или жили — в горах, в долине, на берегу океана. Некоторые ученые полагают, что изображение фасоли представляет собой одну из идеограмм потерянной системы письменности, другой считают изображение отрубленной головы. Фасолины могли использоваться и при ритуальных прорицаниях, возможно, тогда, когда наступит наилучшее время для посева.

Пожалуй, больше всего тайны в рисунках позднего периода культуры Паракас, таких, какие представлены здесь. Возможно, их никогда не удастся истолковать, но даже если это и так, их красота будет продолжать напоминать нам о бессмертном мастерстве ткачей из Паракаса.