Очерк о народном искусстве украинцев не был бы полон, если бы в нем были обойдены молчанием предметы, носящие на себе отражение народного художественного творчества, связанного с обрядами.
Писанки
Такими являются прежде всего «писанки» — пасхальные яйца, сохранившие в Подолии до последнего времени свое бытовое значение, В отличие от все более распространяющихся крашенок, «писанки» покрыты разнообразным и богатым многоцветным орнаментом, исполненным особой техникой. Способ нанесения орнамента в кратких словах, состоит в следующем: при помощи металлической тонкой трубочки, прикрепленной к деревянной палочке, на яйцо основные линии рисунка наносят тонкими полосками расплавленного воска; когда воск остынет— в желтую краску опускают яйцо; оно таким образом все окрашивается, кроме линий рисунка контурных, остающихся белыми. Потом части яйца, которые сохранить хотят желтыми — покрывают воском и яйцо опускают в красную краску. После этого вновь покрывают воском те участки яйца, которые хотят оставить красными, и опускают яйцо в черную краску. После этого, согревая яйцо, воск растапливают и писанка готова. Краски употребляются растительные. Техника изготовления придает писанкам своеобразную четкую графичность, а разнообразие и богатство рисунка их делает не только предметами красивыми, но дает богатый и ценный материал для изучения украинского орнамента.
Основной тон подольских писанок — черный, хотя встречается и рыжевато-коричневый. Орнамент нанесен уверенными и смелыми линиями; простейший — в виде разграфления яйца на одинаковые участки пересекающимися линиями. Чаще яйцо разделяется продольным или поперечным пояском на две половины и на каждой нанесены более или менее сложные геометрические элементы: латинские кресты в различных комбинациях, часто с перекрещенными концами, сложные звезды, вписанные одна в другую, ромбы.
Подольские писанки
Наиболее же распространен на писанках орнамент растительный — отдельные листья, цветки, ветки в вазонах; рисунок их условен и схематичен. Позднейшие писанки утратили прежнюю обобщенность рисунка; он становится более реалистичным, линии его мельче и расцветка пестрее, так как на писанки дополнительно наносится кисточкой раскраска цветов минеральными яркими красками.
О намогильных и придорожных крестах
Наконец, следует упомянуть о намогильных и придорожных крестах. Первые очень разнообразны и по формам и по материалу. Деревянные — обычного принятого на Украине латинского типа — четырехконечные, без перекрытия. Очень распространены кресты без перекладины из одной толстой доски с разнообразной и сложной резьбой. Часто края этих досок не тронуты и лишь с одной стороны вырезан рельефный четырехконечный крест с удлиненным нижним концом; иногда этот вырез делается сквозным; чаще же всего доске придается та или иная форма креста вырезкой ее краев. Формы эти чрезвычайно разнообразны и сложны, иногда повторяют основное перекрестие, иногда лишь осложняют его чисто орнаментальными деталями. Эти кресты получили большое распространение в южной приднестровской части Подолии в соседстве с румынами, у которых такие кресты обычное явление. Также широко распространены по всей Подолии каменные кресты. На юге иногда встречаются надгробия в виде вертикально поставленной плиты, как у румын, обычно же — это четырехконечные кресты с разнообразным контуром концов, то уширяющихся, то различным образом закругленных. На лицевой стороне часто высекается рельефное распятие.
Придорожные кресты — обычное явление в Подолии. Как и в соседней Галиции и в Польше, их часто можно встретить на перекрестках дорог, возле церквей, колодцев, на кладбищах, иногда в отдельных усадьбах. Они почти всегда деревянные, очень высоки, по форме — четырех конечны. Обычно написанное красками, реже — рельефное, распятие на нем защищено сверху от дождя полукруглым жестяным щитком. Часто на кресте помещают также модели орудий страстей Христа: копье, щипцы, лестницу.