Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Творец мира

Птицы или звери?

В том, что люди произошли от животных, наши далекие предки были абсолютно уверены. Поначалу вполне их это устраивало. Однако человек мудрел и все чаще стал задумываться: а откуда же произошли животные? Кто сотворил все, что он видит вокруг себя? И он, конечно же, решил, что прародителями мира тоже были животные. Но вот кто именно?

…Водная бескрайняя гладь, абсолютный мрак и полнейшая тишина — так мир представляли в его первоначальном виде племена, населяющие территорию современного Египта. Но вдруг над гладью водной этой возник холм, а на его вершине сидела лягушка и рядом лежало яйцо. С и началось все это. Из яйца гусь вывелся — Гоготун Великий. И тишина сразу исчезла — гусь закричал. Стало сразу светло — подобно солнцу, гусь все вокруг осветил. Затем гусь начал обитателей Земли создавать — людей и животных.

Значит, творец мира — птица? Да, это подтверждают и многие другие мифы, созданные в далеком прошлом. Например, верили в Древнем Египте, в то, что бог солнца Ра, породивший и землю и небо, в образе птицы вышел из яйца.

В Австралии бытовал миф о двух братьях — птицах Бунджиль и Палиан, ведущие друг с другом непримиримую войну. Один создавал людей и землю, зверей и деревья, второй — воду и ее всех обитателей.

Меланезийцы верили тоже в двух братьев, создавших мир. Здесь так же были птицы. Только брат один был добрый и мудрый — создавал землю плодородную, а другой был злой и глупый — он эту землю портил.

У многих народов мира, живших далеко друг от друга, существовали поверья, что творцы всего существующего — птицы. Иногда это были птицы как таковые или мифическая птица, как, например, у полинезийцев. Они считали устроителем мира птицу Таароа, которая яйцо снесла, и мир создан был из этого яйца.

Некоторые народы считают создателями мира ворона или орла.

Конечно, названия птиц появились позже гораздо — первобытные люди если и называли птиц как-то тогда существовавших, то иначе, не так, как мы. А скорее всего, для них это просто птицы какого-то определенного цвета, величины, облика. Вот что говорится в легенде, родившейся когда-то в северном районе у нас.

Творец мира

Поначалу только вода была, говорится в этой легенде, и всего две птицы — черная и белая. Белая над водой летала, а черная по воде плавала. Попросила белая нырнуть черную и ил со дна достать. Черная это сделала, но подруге отдала не весь принесенный ил: часть оставила себе. И когда под влиянием заклятий птицы белой из ила расти стала Земля, то оставшийся в клюве птицы черной ил тоже расти стал и начал ее душить. Белая потребовала, чтобы черная ил выплюнула. Та последовала ее просьбе, но поздно: из этого ила уже не могла получиться земля хорошая и добрая — получились из него камни и горы. Птицы поссорились. С тех пор считается, что птица белая — добрая, а черная — злая, предвестник несчастья. (Ведь белая по легенде, создала для человека все хорошее, а черная — все плохое.)

Однако есть немало легенд о происхождении мира, где главную роль играют не птицы, а другие животные.

Австралийцы считают, что дело было так. Существовал Великий Кенгуру. Однажды на него напали злые собаки. Великий Кенгуру понял, что от собак ему не спастись, те на части его разорвут, и решил: пускай из частей его сотворен будет мир. И вот разорвали собаки на куски Великого Кенгуру. А в том месте, где его печень упала, холм вырос, из шкуры выросли скалы, кости в камни превратились, а из камней уже появились люди.

У эвенков есть своя легенда о сотворении мира.

По этой легенде мир сотворили мамонт и Дябдяр (фантастический змей).

Среди водного безбрежного пространства островок находился. Он был так мал, что на этом островке ни о какой жизни и речи быть не могло. И вот, чтоб островок увеличить, мамонт начал бивнями и хоботом со дна землю доставать и бросать ее на остров. Змей же ползал по острову и, равняя землю, его площадь увеличивал.

Ну, раз Землю сотворили животные, они же должны были и мир их окружающий усовершенствовать. Многие народы думают, так оно и было. Например вот как, создание ночи и дня происходило в представлении индейцев из племени крик.

Было собрание зверей, и на нем решался вопрос о ночи и дне, где председателем был медведь Нокози, проходило оно довольно бурно. Некоторые животные предпочитали жить в темноте и требовали постоянную ночь, другие, напротив, желали день все время.

Чем бы этот спор закончился неизвестно, если бы бурундук Чу-тлок-чу не подал своего голоса. Он внимание всех на енота Вытко, вернее, на его хвост. Тогда все увидали, что на пушистом красивом хвосте енота идут с чередованием черные и белые полосы. Чу-тлок-чу сказал, что как на хвосте Вытко кольца меняются, так и ночь должна сменяться днем, а день — ночью.

Звери удивились что бурундук такой мудрый и решили, что день будет следовать за ночью, так же как за днем — ночь через одинаковое время. А медведь Нокози (председатель собрания) мудрости Чу-тлок-чу позавидовал и когтями по спине его царапнул. У всех бурундуков по этой причине на спинках имеются полоски.

Индейцы племени алгонкинов рассказывают о другом, очень важном моменте из истории Земли.

По их мнению, вся Земля покрыта была толстым слоем снега, льдом скованны все воды. Это очень было плохо. Однако появился зверек добрый ласка, она то и прогрызла свод небесный, и на Землю из отверстия теплые ветры хлынули, а так же лучи солнца. Стало тепло. Снега и льды растаяли. Ласка выпустила птиц на свободу, открыв клетки и. Много еще дел добрых ласка совершила, но на нее очень рассердились жители страны небесной, стали преследовать, а потом убили.

Можно еще рассказать немало дошедших из глубины веков до нас легенд, мифов, преданий о происхождении людей и Земли, и почти всюду главную роль играли животные.

Люди становились постепенно разумнее, они научились подчинять природу. И тогда начали появляться мифы, первое место в которых стал занимать человек-победитель. Как, например, миф новозеландцев майори об отце свирепых людей Ту-Матауэнги.

Однажды звери и рыбы, испугавшись бури, разбежались кто куда, бросив рвоего дядюшку Ту-Матауэнги. Тогда дядюшка разозлился и стал рыб ловить сетями и силками зверей. Потом он научил этому и людей.

Проходили века, тысячелетия. Взрослело человечество, накапливая опыт. Все больше и больше появлялось животных домашних, верно служивших человеку, начали развиваться многие науки. А представления о животном мире по-прежнему оставались искаженными. Животных начали обожествлять.

Первобытный человек охотился, чтоб прокормить себя и своих соплеменников. Добыча была общей. С развитием земледелия и скотоводства стали накапливаться богатства у отдельных людей. Началась эксплуатация человека человеком, возникло классовое общество.

Первобытный человек убитого оленя рисовал, исполнял магический танец, заклинания произносил, злых духов задабривал и добрых умолял ему помочь в охоте.

Позже человек стал поклоняться уже не духам, а богам. Боги же у многих народов изображались в виде животных. Этим животным поклонялись, оказывали «божеские» почести, а если и убивали, то только при определенных условиях.