Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Удмуртское поселение

В народном творчестве выражается характер народа, его видение мира, представления о прекрасном. Декоративное искусство утверждает свое место в окружающей человека среде. И этой средой, в первую очередь, является жилище с его особой организацией пространства, характером образа жизни его обитателей, с их различными ценностными ориентациями и эстетическими нормами. А жилище, в свою очередь, связано с климатическими условиями края, с его ландшафтом. Лесные богатства Вятско-Камского междуречья обусловили развитие срубной архитектуры в Удмуртии и повсеместное развитие художественной обработки дерева. Непосредственный контакт удмуртского крестьянина с землей и природой способствовал формированию поэтического языка народного декоративного искусства и особой организации архитектурного пространства.

Удмуртское поселение

Пространство, по яркому выражению известного теоретика архитектуры Франка Ллойда Райта, — это «становление непрерывное; источник невидимый, проистекают из которого выполняющие свою роль, все ритмы. Оно бесконечно и вне границ времени… Дыхание произведения искусства». В удмуртском народном зодчестве архитектурно-пространственная среда утверждалась как качественно особое отношение к миру природы. Удмуртские селения, тесно связанные с ландшафтом, дают нам целостные архитектурно природные ансамбли.

Удмуртское поселение

В чем же секрет художественного обаяния удмуртского поселения и его жилого дома? Прежде всего — это умение народными зодчими вписывать в природное окружение село, усадьбу, где жилые, хозяйственные и культовые постройки организованы в гармонично, функционально связанную структуру. Вот как описывает В. Ф. Миллер в конце XVIII века выбор деревни удмуртами: «Удмурты жилища имели между лесами или в лесах, и выбирали к поселению места такие, что построена каждая деревня при нарочитой речке или реке, или озере, притом поблизости от пашни».

Удмуртское поселение — это сложная пространственная структура, активно обращенная в окружающий ландшафт. Кроме того, сам мир природы (лес, река, родник) с предельной естественностью входит в пространственное формирование села, деревни, придавая им одновременно законченность и незавершенность. Народные зодчие, умело используя природный фактор, создавали интересные планировочные приемы расстановки жилых домов и культовых сооружений. Усадьбы с постройками располагались довольно близко друг от друга, при этом с четким зонированием территории внутри самой усадьбы. В цельной и законченной усадьбе удмуртского крестьянина хорошо просматривается связь внутреннего (интерьерного) пространства двора с планировкой усадьбы — важным градостроительным уровнем планировочной структуры поселения. Выразительность удмуртской усадьбы во многом связана с воротами, композиционная роль которых заключается в объединении надворных построек в единый органичный ансамбль.