Отличие подольских построек и, в частности, хат от хат центральной Украины — в их большей декоративности не только по массовому соотношению, но и по расцветке стен и использованию их площади для сложных графически-колоритных композиций — Украинских росписей.
Снаружи, как уже отмечалось, подольская хата выбелена только с двух сторон — лицевой и одной боковой, другая же боковая и задняя обмазываются красной глиной и только по краям их в виде рамы проводятся белые широкие полосы. Такой же белой полосой обычно окаймлено маленькое оконце в задней стене, а лицевые окна обведены цветной глиной. Присьба резко отделяется от стен хаты красной глиняной обмазкой.
Эта сильная и смелая расцветка хаты, придающая ей необычайно выразительный и декоративный вид, часто дополняется росписями, чрезвычайно разнообразными по сюжету, технике и стилю и порой, подымающихся до высоты большого декоративного и графического мастерства.
Снаружи на стене росписи располагаются чаще всего под крышей, в виде фриза, иногда спускаются к присьбе по углам хаты; встречаются карнизы вокруг хаты над присьбой. Окна и двери обрамляются смелой гирляндой, а в простенки между окон помещаются росписи в виде венков, букетов или отдельных веток. Часто расписываются и хозяйственные постройки — курники, погреба, сараи.
Хата с росписью в с. Сказинцы
Здесь обычно роспись проще, но иногда можно встретить исключительно найденные по выразительности формы. Так, в с. Макове, Каменецкого округа удалось видеть сарай, на серой глади стен которого, во всю их высоту, широкими смелыми взмахами были нарисованы условно геометризованные ветки гигантского цветка. По смелости линий, интуитивному пониманию декоративных задач, по скупости рисунка, обобщенно выразившего всю его внутреннюю сущность, — эту роспись надо причислить к созданиям подлинного таланта, располагавшего притом для своего выявления лишь глиной, мелом и сажей.
Но наибольшее внимание авторов росписей — а таковыми обычно являются девушки и молодые женщины, иногда дети — привлекает хата внутри.
Печь с росписью в с. Израиловке
Здесь богато расписывается печь, особенно «комин» и «груба»; много росписей по всему свободному полю стен, то в виде отдельных композиций, то в виде фризов, а иногда и, по образцу обоев, заполняющих всю стену; расписываются также сволоки и балки. Реже расписывается потолок; здесь роспись располагается в виде букета или венка ближе к «покуттю» — красному углу. Также сравнительно редко расписывается простейшим рисунком, обычно пересекающимися линиями, глиняный пол хаты. Зато часто и богато расписываются стены сеней, широкие площади которых дают большую свободу для смелых замыслов.
Венок – роспись на стене хаты в с. Паневцы
Украинские росписи можно встретить во всей Подолии. Их мало на севере, но в западной и средней части, особенно в Приднестровье, их присутствие в хате — обычное явление. Правда, встречаются села, где роспись — редкость, но чаще — их много, а в ряде сел нет ни одной хаты, в той или иной мере неукрашенной росписью. В каждом селе есть свои особенности — в одних росписью покрываются хаты внутри и снаружи, в других — только снаружи; есть села, где можно встретить очень мало наружных росписей, а иногда и без всякого внешнего намека на них, но где все хаты внутри сплошь покрыты ими.
Материал и приемы росписей
Материал и приемы росписей чрезвычайно примитивны. Фоном служит глиняная стена, либо побеленная, либо подкрашенная синькой в синий и голубой цвет, сажей — в серый, зеленкой — в зеленый, или цветными глинами. Делается это для того, чтобы стены не так быстро пачкались, и роспись сохранялась бы дольше. Обычно она обновляется к престольному празднику, к Пасхе или Троице и редко сохраняется дольше года. Материалом служат разноцветные глины, сажа, синька, соки растений; в позднее время в большом ходу минеральные краски разных цветов, которые покупают в городе или на ярмарках у евреев. Эти краски разводят на мучном очень жидком клейстере или на воде с молоком и рисунок наносят перышком, цветком или самодельной кисточкой, сделанной из «котячого хвоста»; круги намечают с помощью круглой посуды, например, сковороды.
Обращаясь к бытовому значению росписей, необходимо отметить, что в настоящее время они утратили обрядовое значение и связь с поверьями. В прошлом, несомненно, такая связь была; быть может, обычай оставлять небеленой заднюю стену хаты возник и укрепился в связи с верой, что это предохранит хозяев от смерти, также как и обычай обновлять росписи к годовым или престольным праздникам, несомненно, указывает на обрядовое их значение в прошлом. Присутствие в росписи определенных геометрических (крест, звезда) и растительных (хмель, барвинок, огуречник, виноград) элементов, получивших в народном сознании твердо установившееся символическое значение, может послужить руководящим указанием при изучении истории возникновения и развития росписей и определении их внутреннего значения. В настоящее же время росписи — явление исключительно эстетического порядка. Ни авторы росписей и никто другой в современном селе с обрядами и поверьями не связывает в хате, ни самого наличия росписей, ни их отдельных элементов; в их обязательной необходимости сознания нет, как нет к сюжету и определенных требований. Руководящими моментами в выборе сюжетов и их трактовке являются неоправданная ничем традиция, индивидуальность автора и мода.
Роспись в виде фриза на стенах хаты в с. Городище
Наиболее распространен орнамент растительный. Встречается простейший в виде хвои; хвоя, обведенная контуром, превращается в лиственную ветку. Целое дерево почти не встречается, как не встречается оно вообще в украинском орнаменте. Зато в различных видоизменениях очень распространены гирлянды, ветки, букеты в вазонах, отдельные цветки и венки. Любимые сюжеты — гирлянды из листьев клена, дуба, хмеля, барвинка, огуречника и, особенно, винограда, так широко использованного церковью и перешедшего оттуда в украинское народное искусство. На характер орнамента росписей частично влияли и позднейшие западные стили, сильно отразившиеся на религиозном искусстве и бытовой обстановке высших слоев населения. Проникая в образованную и состоятельную среду и в церковь, они становились доступными народным массам и в упрощенном виде и упрощенными приемами отлагались здесь в новых условиях.
Такой распространенный сюжет, как букет или ветка в вазоне, в исполнении некоторых девушек явно отражает на себе эти влияния: часто само расположение рисунка, широко и пышно использующее все пространство фона, изогнутость линий, изогнутые формы вазона — все это от барокко, которое в архитектуре, в резьбе и в живописи не только широко развернулось на Украине перед глазами народа, но и приняло здесь свои оттенки и особенности, по праву выделившие этот стиль в особый украинский барокко.
Значительно реже можно встретить в росписях изображение птиц и животных. Обычно это куры, петухи, павы, галки, лошади — животный мир близкий, понятный, реалистический, а не хищные звери и фантастические животные. Даже когда-то популярные в народных картинах пеликан и сова не нашли себе места в росписях. Народ ищет сюжетов для своего художественного творчества в окружающей природе, ею вдохновляется, в ней основа его творчества. Но использование материала, который дает народу окружающая среда и природа, уменье воспринять впечатление и техническим приемом выразить его — различны. Они варьируют в зависимости от индивидуальности и технического умения отдельного автора. В росписях, кроме чисто геометрических мотивов, иногда бессюжетных, мы встречаем попытку дать изображение ветки или цветка, но простейшими прямыми линиями, лишь с трудом раскрывающими истинный, может быть самому автору неясный, творческий замысел.
Букет в вазоне – роспись Ганны Бабченко на стене хаты в с. Сказинцы
Идя по этому пути, от чисто геометрического орнамента через геометризованные формы растительного, мы встретимся с чистым видом растительного орнамента, но и здесь часто напрасно будем искать определенных растений. Это — явно выраженное растение, достаточно реалистическое для того, чтобы раскрыть желание автора дать именно растение, но слишком общее для того, чтобы индивидуализировать его. Это — идея растения и цветка, схема их, очень близкая к реальному. И, наконец, замысел автора конкретизируется и он, либо обладает умением его выразить, либо случайно находит удачную линию, но орнамент приобретает индивидуальную выразительность и, конечно, в графически и стилизованно условных формах и расцветке он получает не просто цветок, а розу, колокольчик, не вообще птицу, а петуха, не отвлеченное животное, а лошадь. Здесь условность явного реализма меняется в зависимости от способностей автора и его технического умения.