В 1930 г., когда работа на памятниках района р. Диялы только начиналась, Л. Вулли уже более десяти лет вел раскопки Ура халдеев и его эффектные находки явились для других специалистов, работающих в этой области, богатейшим фондом сравнительного материала. Начиная с очень раннего времени Ур был важнейшим культурным и религиозным центром шумеров; оставался он таковым и тогда, когда потерял свое политическое значение.
План г. Ура в эпоху его III династии и последующие.
Приступив к работе на объекте (современное название — Мукайяр), Вулли вскоре обнаружил, что находится среди руин обнесенного стеной, приблизительно овального в плане города, протянувшегося в максимальном сечении более чем на полмили. С северной и западной сторон город огибало древнее русло Евфрата, и он имел две гавани. В северо-западной части города близко от поверхности были найдены стены, которыми царь Навуходоносор в VI в. до н. э. обнес весьма обширный «священный участок» с целым рядом храмов, дворцов культового назначения и подсобных сооружений; большинство этих зданий благочестиво поддерживалось и часто перестраивалось сменявшими друг друга месопотамскими царями.
Поэтому неудивительно, что почти ничего не осталось от их первоначальных оснований, которые большей частью были теперь глубоко погребены под слоями застройки более поздних периодов. То же можно сказать и о большом зиккурате Ура, который в значительной своей части был сооружен царями III династии, правившими в конце III тысячелетия до н. э. Вулли вскоре обнаружил, что поздняя кладка в нем скрывает остатки значительно более древней башни (и именно зиккурата, а не простого «храма на платформе»), а по сторонам от него, глубоко под мостовыми поздних эпох, он нашел основания стен других зданий, явно связанных с храмом и также относящихся к раннединастическому периоду.
Зиккурат Ур-Намму в Уре, реконструированный Л. Вулли (длина сторон внизу 61X45,7 м).
Вход в сводчатую гробницу Ур-Намму в Уре.
Однако серия открытий, наиболее прославившая этот шумерский город, была сделана в другой части городища. При Навуходоносоре священный теменос был значительно расширен в своей юго-восточной части, при этом его новая внешняя стена стояла на месте более древнего богатого могильника. Именно здесь Вулли заложил глубокий шурф и был вознагражден за свои усилия открытием кладбища, несомненно относившегося к раннединастическому периоду. Среди многих сотен сравнительно скромных захоронений он натолкнулся и на группу «царских гробниц», которые ошеломили мир обилием шумерских драгоценных изделий и предметов роскоши, содержавшихся в них.
А — так называемая «гробница царя» № 789 на кладбище раннединастического периода в Уре, найденная Л. Вулли непосредственно под гробницей № 800 (см. Б). Вдоль стены гробницы уложены в ряд «придворные дамы», а рядом — стражи с копьями (по данным Вулли, 1936 г.) (а — вход в гробницу, b — дромос, с — повозки): Б — гробница «царицы Шубад» (Пу-аби) № 800 (а — гробница 800-Б, b — сундук, с — колесница, d — дромос, е — яма, f — арфа)
Всего Вулли нашел шестнадцать таких гробниц, и каждая отличалась своеобразием конструкции находившейся в ее шахте каменной погребальной камера, причем иногда гробницы имели и несколько камер. Перекрывались гробницы каменным или кирпичным ложным сводом, а в одном случае засвидетельствована попытка возведения купола. Но главной особенностью гробниц является то, что в них сохранились следы сложного погребального ритуала, включавшего я практику человеческих жертвоприношений.
К наиболее значительным гробницам вел пологий спуск, в конце которого, перед погребальной камерой, рядом с колесными повозками и упряжными животными, должно быть принимавших участие в погребальной процессии, были найдены останки воинов и женщин-прислужниц. Все они были аккуратно уложены на дне шахты, в то время как некоторые привилегированные особы удостоились чести быть погребенными в самой камере вместе с ее хозяином. Те же, чья смерть послужила поводом для подобного ритуала, возлежали, как правило, на погребальных носилках среди неимоверного количества личных вещей. Найденные здесь украшения, оружие, музыкальные инструменты и пенные изделия благодаря своему обилию и разнообразию составили коллекцию древних произведений искусства, археологическое значение которой, возможно, даже превышает ее художественную ценность. Многие из этих изделий давно уже известны широкой публике по выставкам в музеях и книжным иллюстрациям: но изысканность художественного замысла и высокий уровень мастерства, с которым они выполнены, по-прежнему заставляют видеть в них одно из великих чудес древнего мира.