Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Валдайские колокольца

В 1656 году — свидетельствует летописец — «мастер государев Григорьев Александр на Валдае для Иверского монастыря лил колокола…». Металла, что наварил Григорий, оказалось с избытком, и был он такого чистого «голоса», что пожалели пускать его на иные, нежели колокола, поделки. На большой колокол остатков меди не хватало, и решили мастера отлить в земляных формах маленькие колокольца, чтобы ни один звук григорьевской меди не пропал для людей. И никто, верно, тогда не думал, что этот сбереженный звонкий голос, умноженный тысячекратно, будет слышен веками на всех дорогах Руси.

…Пока неизвестно, когда и кто первым привесил валдайский колокольчик под дугой коренника. Выяснить это тем более трудно, что с тех первых валдайских колокольцев любой поддужный, или, как их еще называют, ямской, колокольчик стали называть валдайским — так заворожил звон меди, сваренной мастером Григорием, — несмотря на то, что лили поддужные колокольчики во многих городах России: в Москве и Костроме, Ярославле и Енисейске, Архангельске и Петербурге, в Нижегородской губернии и под Вяткой, на Западном Урале и, конечно же, на самом Валдае.

Может быть, именно чистота звучания валдайских колокольчиков породила молву о том, что голос их настоян на чистом серебре. И мастера, отливавшие колокольца, подхватили эту молву. В коллекции ямских колокольцев полтора десятка экземпляров, украшенных затейливой вязью — «съ серебромъ». Но химический анализ показал, что ни в одном из них нет примесей этого металла. Правда, — быть может, здесь сказывается магия молвы, подкрепленной надписью, — звук этих колокольцев мне кажется чуть-чуть мягче и радостней, чем у других. А может быть, все дело в том, что, несмотря на во многом поточное производство ямских колокольчиков, мастера, видимо, владели секретами, позволившими создать поистине безграничную палитру «певкой меди». Существуют десятки названий оттенков ее: веселый, раскатистый, требовательный, заунывный, радостный, серебряный, малиновый, зовущий, разухабистый… Знатоки же колокольного звона даже в этих оттенках слышат различия.

«Кого люблю, того звоном одарю» — идет затейливая вязь литых букв на одном из колокольчиков коллекции. Многие секреты производства «певкой меди» утеряны, и, по-видимому, безвозвратно: ведь всякое ремесло живо жизнью своего детища, а время отобрало у валдайской меди бесконечность дороги и неоглядность просторов, которые она могла бы измерить своим голосом. Но троньте любой колокольчик — он одарит вас той же песней, которой одаривал людей и столетия назад.