В средневековой Европе становление христианства сопровождается преследованием всего языческого, куда причисляется и древнегреческая наука и искусство. В недрах общества созревают силы, которые дают начало прогрессу в области экономики, науки и культуры. Зримым проявлением этого расцвета являются византийская и готическая архитектуры, вписавшие прекрасные страницы в анналы мировой истории зодческого искусства.
Византийская архитектура с ее статической уравновешенностью масс и системой арочно-купольных построений — это не только воплощение Евклидовой геометрии, но и воплощение механики Архимеда и Герона, сферики Менелая. Строитель храма св. Софии в Константинополе Исидор Милетский (IV в.) и его ученик и комментатор Архимеда — Евтокий Асколонский не только были хорошо знакомы с некоторыми трудами Архимеда, но и успешно применяли его достижения в области математики и механики на практике.
Византийский стиль.
В основе соразмерностей центрических композиций византийской архитектуры диаметр главного купола выступает как исходный параметр измерения.
Архитектура храмов средневековой Руси, развивавшаяся на местной основе, как установлено исследованиями, основана на единой соразмерности частей и целого архитектурного организма, где, так же как и в византийских храмах, исходным параметром измерения является диаметр купола.
Готическая архитектура Западной Европы — это воплощение смелого дерзания, инженерной мысли, это созданная из инертного материала — строительного камня — изящная структура, устремленная ввысь.
Готический стиль.
Геометрические приемы построения архитектурной формы готических храмов развивались на основе достижений прикладной геометрии и геометрической статики. Если в эпоху раннего средневековья зодчие могли пользоваться главным образом трактатом Боэция, то в XI-XII вв. положение резко меняется: Европа знакомится с древнегреческим научным наследием благодаря переводам сочинений арабо-язычных ученых, не только возродивших античную науку и технику, но и написавших оригинальные сочинения, знакомившие с научными открытиями и техническими изобретениями.
В эту пору огромным вниманием были окружены и получили популярность в Европе сочинения ал-Хорезми (Алгоритмус), ал-Фергани (Альфраганиус), ан-Найризи (Анарициус)» Ибн ал-Хайсама (Альгазен), Ибн Сины (Авиценна), ал-Баттани (Альбатегниус), Ибн Рушда (Аверроэс) и других арабо-язычных ученых.
Переводом математической литературы с арабского языка прославились английский монах Аделард из Бата (XII в.), известный современникам как автор ряда оригинальных сочинений, и Герардо Кремонский (1114-1187), работавший долгие годы в Испании. Среди переведенных ими с арабского языка известны труды Евклида, Птолемея, Архимеда, Менелая, Аполлония, ал-Хорезми, Сабита ибн Корра, Ибн ал-Хайсама и др.
Леонардо Пизанский (1180?-1250?), известный под именем Фибоначчи,— сын крупного коммерсанта. Познакомившись в Алжире с математической наукой стран ислама, под сильным влиянием арабо-язычных ученых пишет «Книгу абака», которая явилась первым в Европе систематическим изложением арифметики и алгебры и стала настольной книгой зодчих средневековой Европы. В эту пору зодчие для построения архитектурной формы пользовались производными правильных многоугольников и так называемой триангуляцией (разбиением плоскости на правильные треугольники), что документально подтверждается чертежами-схемами пропорциональности Миланского Собора по Чезарино.
В эпоху Ренессанса взгляды теоретиков архитектуры на пропорции наглядно представлены в трудах Альберти (1407-1472), Пачоли (1445-1509), Серлио (1475-1552), Виньолы (1507-1573), Даниеле Барбаро (1514-1570), Палладио (1518-1580).
Основополагающей в теории архитектуры Ренессанса была гармония мироздания — Космоса,— возведенная в принцип жизни и деятельности освободившегося от пут средневековой схоластики человека. Во всех без исключения трудах теоретиков архитектуры этого времени особое внимание уделяется арифметическим и гармоническим пропорциям.