Алексей Максимович Горький говорил, что чем мощнее и властнее рабовладелец становился, тем выше боги поднимались в небеса, а в народной массе появилось богоборчество, воплощенное в образах Прометея, Калевипоэга и иных героев, для которых бог виделся враждебным им владыкой владык.
В эллинских мифах отразилось то, что люди постепенно начинали осознавать свое равенство с богами и богинями, соревновались и боролись с ними. Геракл побеждает речного бога Ахелоя, тот тщетно пытался вырваться из его могучих рук. Диомед начинает рукопашный бой с богом войны Аресом и богиней Афродитой, валит Ареса на землю и ранит Афродиту в руку. Лучник Эврит вызывает на состязание бога стрелков Аполлона. Певец Фамирид состязается с музами в пении и игре на кифаре. Оба смельчака потерпели поражение. Эврит был убит, а Фамирид ослеплен.
Эллины рассказывали о титаномахии — войне титанов с богами. У бога (Неба) Урана и богини Геи (Земли) было шесть детей — титанов, олицетворяющих стихийные силы природы,— и множество гигантов и сторуких исполинов с хвостами драконов. Титан Иапет имел трех сыновей — Прометея, Эпиметея и Атланта. Часть титанов, предводительствуемых Кроном, вступили в битву с его сыном Зевсом. Они горящими деревьями и обломками скал забрасывали Олимп. Гиганты, жившие на земле, нагромождали камни, чтобы добраться до неба и лишить Зевса трона. Титаномахия против владыки Олимпа продолжалась десять лет. Зевс победил только с помощью сторуких исполинов. В жестокой битве с могучими гигантами он истребил их.
Борьба гигантов с богами. Деталь фриза сокровищницы в Дельфах.
Отец Прометея Иапет вместе с Кроном были низвергнуты Зевсом в мрачное подземное царство Тартар. Атланта заставили на голове и руках держать небесный свод. В мифе о титаномахии отразилась борьба до греческого населения с их покорителями.
В начале V века до нашей эры неизвестный автор сочинил эпико-героическую поэму «Батрохомиомахия» («Война лягушек и мышей») — пародию на войну богов с титанами, на Троянскую и греко-персидскую войны. Поэма, написанная гекзаметром, пародирует «Илиаду».
Как-то раз мышонок Крохобор встретился на болоте с прославленным царем лягушек Толстомордом. Лягушка приглашает мышонка к себе во дворец, обещая перевезти его туда через болото на спине. Мышонок садится на спину лягушки. Вдруг появляется змея. Испуганная лягушка ныряет в воду, а мышь тонет в болоте. Перед смертью мышь призывает богов отомстить виновнику ее гибели. Но боги, вкушая пирожки с медом, спрятались, опасаясь, что и их могут поразить стрелы, если начнется война. Афина отказывается помочь мышам, потому что они лижут лампадное масло, приносимое ей в жертву, и изгрызли у нее плащ, за который ей нечем расплатиться. Богиня не хочет помогать и лягушкам, так как своим кваканьем они мешают ей спать. Зевс не может запугать громом и молнией мышей, напавших на лягушек. Раки приходят и своими клешнями прогоняют мышей.
Это сочинение восходит к древнегреческому богоборческому фольклору.