Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Ворсовые ковры

Индия

Ни в древности, ни в раннем средневековье народы Индии практически не знали производства ворсовых ковров, поскольку такие ковры были мало пригодны для употребления в этой стране из-за климатических условий. Это производство начало развиваться в Кашмире в XV в., а в других районах севера страны — только в период расцвета мусульманских империй, точнее, около 1580 г., когда несколько ковроткачей приехали из Ирана, чтобы работать при дворце Великого Могола Акбара в Агре. Мастера ковроткацкого дела стали также работать в Дели, Лахоре, Мирзапуре и Мултане; у них сразу же появились индийские ученики, и эти мастерские вскоре широко прославились своими коврами, сделанными из шелка и тончайшей шерсти. Прекрасные ковры вырабатывались и при двух последующих императорах, Джахангире и Шах Джахане. В этот период мастерские были созданы в ряде других городов Северной Индии (особенно много в Кашмире) при дворцах наместников и домах многих представителей знати.

Есть указания, что на юге Индии ворсовые ковры стали вырабатываться тогда же, когда и в Кашмире,- в XV в., в эпоху существования здесь султанатов; в частности, так датируются ранние ковры Андхра-Прадеша, где они известны под названием «галаче». Ведущими центрами ковроделия здесь стали города Веллор (Веллуру) и Элуру; позже, во второй половине XVIII в., правитель Майсура Хайдар Али основал ковроткачество в г. Бангалуре (Бенгалуру). В Андхра-Прадеше, в г. Варангале, вырабатывались в XVI в. и великолепные шелковые ковры, образцы которых хранятся ныне в музеях стран Запада.

Естественно, узоры большей части этих ранних ковров, а также техника их изготовления были заимствованы из Ирана, Афганистана, Турции и Средней Азии. Во всех случаях узор состоял из геометрического орнамента, из изображений деревьев или цветов, расположенных рядами, а иногда заключенных в рамки, и из фигур животных, помещенных между растениями. Ковры афганского стиля, называемые «герати», отличались крупным, редко размещенным узором. Через Тибет и через Иран стало также проникать влияние китайского стиля, который был моден в Иране той эпохи.

Тонкость выработки — от 700 до 1500 узелков на 6 кв. см — скоро прославила индийские ворсовые ковры за пределами страны. Эти ранние ковры обычно имели широкую кайму, украшенную цветочным узором и обрамленную узкой гладкой полосой. Все чаще и чаще в узорах ковров стали появляться лотосы (и в виде бутонов, и в виде раскрывшихся цветов, и в виде символов) -мотив, присутствующий во всех формах индийского искусства, а также религиозно-магические символы индуизма. После упадка империи Великих Моголов произошла децентрализация ковроткацкого производства и ковроткачеством стали заниматься главным образом в семейных мастерских, владельцы которых сами продавали свою продукцию.

В XVIII в. проникшие в Индию французы начали создавать там свои мастерские и внедрили свой тип орнаментации, известный в Индии и до сих пор под названием «обюсан». В коврах этого стиля средняя часть занята цветочным узором, размещенным в вытянутом ромбе или овале, и мотивы того же узора повторяются на углах.

Англичане с первых лет своего владычества учредили производство ковров в тюрьмах, но высоким качеством эти ковры не отличались, потому что обучаться такому сложному ремеслу начинали уже взрослые люди, ранее им не владевшие, и этим обучаемым было трудно освоить процесс вывязывания мельчайших узелков, требуемых для высококачественных ковров. В конце XIX в. англичане основали две крупные, компании по производству ковров, 90% продукции которых вывозилось в Европу.

Немецкие предприниматели тоже основали несколько фирм в Индии (в Кашмире, Пенджабе и даже на юге), чтобы вывозить произведенные здесь ковры в Европу. Но после подрыва экономической мощи Германии в годы первой мировой войны эти мастерские были скуплены англичанами.

После окончания первой мировой войны, когда западный рынок снова открылся для индийских товаров, ведущую роль в ковроткацкой отрасли страны стала играть Британская восточно индийская компания по производству ковров. В 1920 г. была учреждена и первая индийская компания по производству ковров, получившая название «Компания Кайлаш».

Индийские ковры, в первую очередь кашмирские, стали известны в странах Запада в XVIII в., но спрос на них стал расти лишь со второй половины XIX в., особенно после того как эти ковры были экспонированы на выставках в Лондоне в 1851 г., в Париже в 1867 г., опять в Лондоне в 1881 г., в Чикаго в 1893 г., снова в Париже в 1900 г., а затем снова в Лондоне в 1902, 1903 и 1906 гг. До первой мировой войны большинство вывозимых из Индии ковров поступало в страны Европы. В 1920-1930 гг. основным импортером индийских ковров были Соединенные Штаты Америки. Этот рынок, однако, был подорван второй мировой войной.

После раздела Индии в 1947 г. большинство центров ковроткачества оказалось на территории Пакистана; туда же вскоре эмигрировали многие из оставшихся на территории Индии ковроткачей, в результате чего роль Индии как экспортера ковров резко снизилась.

В 1953 г. Всеиндийское управление по делам художественных ремесел совместно с рядом других организаций аналогичного назначения провело в г. Тривандраме (Тируванантапурам, штат Керала) конференцию по продаже ремесленных изделий. На ней было решено обследовать положение ковроткачей и условия их жизни и работы, а также предложено принять ряд серьезных мер по возрождению, развитию и организации экспорта индийских ковров, равно как и других ремесленных изделий.

Проведение в жизнь ряда поощрительных мероприятий наряду с созданием кооперативов по снабжению сырьем, производству и сбыту продукции привело к нужным результатам — ковроткацкое дело расцвело в Индии, и страна снова заняла место одного из главных экспортеров ковров. К середине 70-х годов 85% производимых здесь ворсовых ковров стало вывозиться в США, Англию, Западную Германию, Канаду и другие страны.

В современной Индии ковры вырабатываются главным образом на западе и севере страны — в Кашмире, Пенджабе, Раджастхане и Уттар-Прадеше. Есть важные центры этого производства и на юге — в Андхра-Прадеше, а также в Тамилнаде, Карнатаке и Керале. Всего существует 20 ведущих центров, главными из которых являются города Мирзапур и Бхадохи в восточной части штата Уттар-Прадеш.

В целом ковроткачеством занимались и в значительной мере продолжают заниматься мусульмане. Пока это по традиции мужская работа, женщины участвуют только в подсобных операциях — в подготовке пряжи, красок и т. д. В мастерских по изготовлению ворсовых ковров повсеместно эксплуатируется детский труд, так как дети своими тонкими и гибкими пальцами вывязывают самые мелкие узелки гораздо успешнее, чем взрослые. В центрах обучения ковроткачеству также занимается очень много детей в возрасте от 10 лет; кроме того, в ряде производственных точек планируется обучение женщин, а в Пенджабе они уже начали работать.