Постепенное развитие производительных сил делало существование человека более обеспеченным и позволяло ограничить кочевание человеческих стад. Правда, люди верхнего палеолита еще оставались бродячими охотниками: раскопки верхнепалеолитической стоянки близ Томска показывают, что первобытное стадо, убив мамонта, временно оседало возле туши убитого зверя и, доев его, отправлялось дальше. Но в эту же эпоху впервые возникает искусственное жилище — землянка, рассчитанная на сравнительно долгое пребывание в ней человека.
Австралийцы, жившие небольшими группами человек по 40, кочевали по определенной территории, которая являлась «кормовой областью» данной группы: всякому «чужаку» запрещалось вступать на эту территорию. Создание такой относительной связи с определенной территорией приводило, в свою очередь, к упрочению связей в коллективе, все более осознающем свое хозяйственное и кровное родство. Прежняя архаичная стадность стала место уступать новой, организации общества более высокой.
Разложение первобытного стада протекает в основном по трем линиям. Во-первых, повышение производительности труда позволяет теперь дочерним группам, отпочковавшимся от материнского стада, не порывать с ним окончательно, но поддерживать известные хозяйственные отношения. Они продолжают считаться родственными и составляют одно племя. Разные группы одного племени могут оказывать друг другу известную поддержку, вплоть до приглашения на свою охотничью территорию.
Во-вторых, первобытные люди постепенно приходят к запрещению брачных связей внутри данной группы. Такое запрещение браков в пределах данной общественной группы носит название экзогамии. Возникновение экзогамии теснейшим образом связано с хозяйственным развитием человека, которое совершается в первобытном стаде. В человеческом обществе брак перестает быть биологическим явлением и превращается в общественный институт. Первые запреты брачных связей внутри хозяйственного коллектива преследовали цель обуздания инстинктов, нарушающих трудовое единство коллектива.
Таково было установление брачных запретов сперва между родителями и их детьми, а затем и между членами одного коллектива — «братьями» и «сестрами».
Экзогамия могла возникнуть лишь на определенной ступени, потому что первоначальное стадо представляло собой замкнутый коллектив, не связанный с другими коллективами. Она могла возникнуть лишь после того, как между материнской и отделившейся дочерней группами связи перестали разрываться полностью, когда обе они стали осознавать себя как части племени и члены их продолжали вступать в брак. А это означает, что экзогамия включает в себя не только отрицательный момент запрещения браков внутри определенного коллектива, но и положительный момент: требование заключения браков с представителями определенного коллектива. Отныне две группы одного племени оказывались связанными между собой обычаем взаимных браков: если браки между членами группы запрещались, то в то же время люди должны были вступать в брачные связи только с членами своего племени. Обычай вступать в брак в пределах данного большого коллектива (племени) носит название эндогамии. Обычай эндогамии, разумеется, содействовал сплочению племени.
Такая двойственная организация племени рассматривалась как первичная форма экзогамно-родового устройства. Пережитки такой организации сохраняются на гораздо более высших ступенях развития: они были открыты этнографами у некоторых современных народов.
В дальнейшем число экзогамных групп в племени возрастало. Брак на этом этапе представлял собой групповой брак, т. е. такую форму семейных отношений, когда существовала «…обоюдная общность, как жен, так и мужей внутри конкретного круга семейства…». Из этого круга были исключены, в результате введения экзогамии, сестры и братья. Хотя и при групповом браке складывались временно более или менее прочные брачные пары, однако никто не имел исключительного права на своего супруга.
В-третьих, структура первобытного стада усложнялась в результате разделения труда по поло-возрастному принципу. Это разделение труда было последовательно проведено уже у австралийцев, у которых женщины совместно с детьми были заняты собирательством и рыбной ловлей, а мужчины — охотой. Такое разделение труда приводит к известному обособлению мужской и женской части племени: на стоянке мужчины разбивают лагерь отдельно от женщин, женщины приготовляют одну пищу, мужчины — другую, появляются различные мужские и женские диалекты языка.
С возрастным разделением труда связано появление обряда Инициаций (посвящения), который имел задачу оформить переход юношей в группу взрослых мужчин, в мужское общество. В развитом виде обряд инициаций существовал уже у австралийцев, которые подвергали юношей суровым испытаниям: выбиванию зубов, испытанию огнем и пр.
С поло-возрастным разделением труда связано и выделение особой группы стариков, являвшихся носителями общественного опыта и руководивших всеми делами коллектива.
Таким образом, человеческий коллектив постепенно потерял архаичную стадность: по мере развития производительных сил и разделения труда первобытное стадо разлагается и место уступает уже новой, более высокой организации человеческого общества — первобытной общине.