В эпоху матриархата зарождается примитивное земледелие и скотоводство.
В науке была распространена идеалистическая концепция возникновения земледелия и скотоводства, которая «объясняет» этот процесс религиозными представлениями первобытных людей. Предпосылкой скотоводства, согласно этой теории, является тотемизм (форма культа животных); скотоводство якобы начинается с приручения тотема — мифического предка рода; земледелие же, по этой концепции, якобы, развилось из культа матери-земли; пахота рассматривается как магический обряд оплодотворения земли. Эта идеалистическая теория, на самом деле, ставит с ног на голову действительные отношения и подменяет причину следствием: появление представлений о земле-матери было отнюдь не причиной, но следствием развития земледелия.
Наука о первобытном обществе, следуя методологии прошлого, считает, что первобытное земледелие развилось из собирательства, которое, как мы знаем, могло принимать у некоторых племен развитые формы. От собирательства можно было перейти к посадке первоначально диких видов растений, особенно корнеплодов: постепенно путем искусственного отбора, гибридизации и создания благоприятных условий (взрыхление почвы, поливка, удобрение) люди добиваются улучшения сорта. Первоначально люди обрабатывали землю с помощью заостренной палки-копалки; затем они перешли к мотыжному земледелию; мотыги изготовлялись из дерева, рога и камня.
Первобытное скотоводство возникло из охоты. Большим шагом к приручению животных была охота с загонами, когда загнанные в огороженное место дикие животные могли сохраняться живыми и размножаться. Таким образом, скотоводство возникает как дополнение к охоте: пойманные животные сохранялись в качестве живого запаса мясной пищи.
Поскольку земледелие развилось из собирательства, оно стало женским делом, тогда как выросшее из охоты первобытное скотоводство становилось, как правило, делом мужчин. Таким образом, развитие этих отраслей хозяйства стимулировало дальнейшее разделение труда между полами.
Вначале зарождаются лишь зачаточные формы земледелия и скотоводства; появление подлинного скотоводства и земледелия и превращение их в основной тип хозяйственной деятельности совершается только на следующем историческом этапе.
Древнейшими культурными растениями были ячмень, пшеница и просо, а также горох, чечевица, морковь. Вопрос о древнейших видах одомашненного скота был недостаточно выяснен; по-видимому, ранее других были приручены овца, коза и свинья и лишь позднее — крупный рогатый скот. Значительно позднее была приручена лошадь.
Долгое время сохранялось известное число отсталых племен (в Америке, на островах Тихого океана), которые обладали уже зачатками земледелия, но в силу особых природных условий, и прежде всего — отсутствия пригодных для приручения животных, не могли развить примитивного скотоводства. Так, в конце XIX в. выдающийся русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай открыл и изучил папуасов Новой Гвинеи («Берег Маклая»), которые по своему развитию стояли выше ительменов в том отношении, что уже знали примитивное земледелие в виде огородничества. На сходной ступени развития стояли многочисленные охотничьи племена Бразилии, у которых также прослеживаются начатки примитивного земледелия. Значительно выше был уровень материально-хозяйственной культуры ирокезов — охотников и земледельцев, быт которых изучал Морган.