Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Возникновение развитого земледелия и скотоводства

Начало металлургии

Предпосылкой образования патриархальной родовой общины и затем разложения родового строя стало последующее развитие производительных сил. Как следствие, в первую очередь, земледелия и скотоводства, превращающихся в ведущие отрасли хозяйственной деятельности людей.

Этот прогресс проходит в различных природных условиях различно. В одних случаях он приводит к образованию пастушеских племен, обладающих крупными стадами скота, с которыми эти племена кочевали по покрытым травой равнинам; земледелие у этих народов имело подсобное значение, и просо, которое они сеяли, шло преимущественно в пищу скоту. В других случаях мотыжное земледелие достигает высокого развития и становится основной хозяйственной деятельностью; скотоводство у этих народов либо почти не получает развития, либо становится подсобной отраслью хозяйства. Мотыжное земледелие на этой ступени развивается часто на ирригационной основе. Оседлые мотыжные земледельцы строят дома из камня и кирпича-сырца.

Возникновение развитого земледелия и скотоводства восходит в некоторых странах к позднему неолиту; но повсеместно они распространяются лишь в эпоху меди и бронзы. Обработка меди впервые начинается в долине Нила и в южном Двуречье (около V—IV тысячелетия до н. э.). Обработка меди в Восточной и Западной Европе появляется позднее, по-видимому, в конце IV тысячелетия до н. э. Несколько позднее открыт был сплав меди и олова — бронза. Для украшения стали употреблять золото и серебро. Медь плавится при сравнительно низкой температуре, и орудия из нее можно было изготовлять в каждом хозяйстве. Медная индустрия, подобно гончарному производству, была, таким образом, частью домашнего хозяйства. Но медь каменных орудий вытеснить не могла, ибо медные орудия и оружие мало превосходили по прочности изделия из камня. Поэтому общий характер материальной культуры эпохи меди не отличается от неолита.

Другим важным открытием этой эпохи было изобретение ткацкого станка.

Это можно рассмотреть на ступени культуры с племен западного полушария, культура которых развивалась вне посторонних влияний. Индейцы Новой Мексики и некоторые другие племена Америки во время испанского завоевания жили в домах из кирпича-сырца или камня, число комнат в которых доходило до 500. Женщины возделывали маис (кукурузу) на полях, подвергавшихся искусственному орошению. Гончарное производство, хотя и остававшееся ручным, было высоко развито; обработка меди была им хорошо известна.

В восточном полушарии был обнаружен благодаря раскопкам ряд культур мотыжного земледелия, сходных с культурой индейцев Новой Мексики. Такие культуры мотыжных земледельцев, характеризующиеся также наличием превосходной расписной керамики, были распространены широко в различных областях: в долинах Нила, Евфрата, Инда, Хуанхэ, в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Средней Азии (культура Анау близ Ашхабада) и на Украине.

Распространенная в III тысячелетии до н. э. в Румынии, на Украине и Болгарии культура мотыжного земледелия носит название трипольской. Она была открыта русским археологом Хвойко и изучена в особенности археологом Т. С. Пассек. Основным занятием трипольцев было мотыжное земледелие. Охота и скотоводство первоначально имели ничтожное значение: стрел совсем нет в раннем трипольском инвентаре. Лишь позднее, с истощением почвы, охота и скотоводство приобретают большую роль. Мотыги и серпы трипольцы делали из кремня, а из меди изготовляли топоры. Жили трипольцы в больших домах, сделанных из глины; объединенный общим хозяйством в доме проживал целый коллектив. Трипольский поселок вмещал в себя нескольких таких домов, построенных вокруг центральной площади.

Важнейшим материалом для хозяйственного инвентаря трипольцев была глина: делали из нее столы, скамьи, печи. Особенно любопытны трипольские глиняные сосуды. Керамика плоскодонна и чрезвычайно разнообразна. Для молока делали специальные миски, по форме подражающие вымени, с четырьмя сосками-ножками. Керамика украшена росписью, сделанной разными красками: встречаются фигуры животных, но чаще всего — спирали.

Очень характерной находкой являются женские статуэтки из глины. Эти статуэтки изображали родоначальниц; они свидетельствуют о существовании в Триполье матриархата, вполне естественного в условиях преобладания мотыжного земледелия, которое было женским занятием по преимуществу.

В других областях Старого Света экономическое развитие протекало иначе. Приручение животных, для дачи молока и мяса, и образование стад способствовало к образованию в пригодных для этого местах пастушеской жизни: в южной Сибири, в бассейне Аральского моря, на Иранском плоскогорье, в Малой Азии и иных областях. В северном Причерноморье в конце III тысячелетия до н. э. распространяется скотоводческая культура, известная по раскопкам древнейших курганов. Земледелие в хозяйстве этих скотоводов играло подсобную роль: единственным злаком было просо. Медных и бронзовых орудий было много, но в основном из меди и бронзы делали мелкие предметы: булавки, ножи и пр.

Для понимания истории скотоводческого быта огромное значение имеют минусинские древности, исследованные выдающимся археологом С. В. Киселевым. В середине II тысячелетия до н. э. существовало здесь оседлое пастушеское скотоводство, соединенное с мотыжным земледелием (так наз. андроновская стадия); в конце II тысячелетия здесь распространяется кочевое овцеводство. Население передвигается в кочевых кибитках и пользуется круглодонной керамикой (так наз. карасукская стадия). Таким образом, скотоводство, по-видимому, возникает первоначально как оседлое и связанное с подсобным мотыжным земледелием и лишь на более высоком этапе развития превращается в крупное табунное кочевое скотоводство.

На сходной ступени развития находились некоторые народы Сибири в момент первого соприкосновения их с русскими. Так, чукчи, сохранявшие еще неолитическую технику, разводили большие стада оленей, с которыми кочевали по бескрайним просторам севера. У чукчей сохранился родовой строй, хотя уже отчетливо проступали признаки его разложения.

Подобные же отношения сложились и у некоторых племен, знавших лишь зачатки земледелия и скотоводства, но достигших высокой производительности труда благодаря расцвету рыболовства.