Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в году именно 365 дней? Само собой, очевидный ответ состоит в том, что именно столько времени требуется Земле, чтобы совершить оборот вокруг Солнца — солнечный год. И все же, почему наш календарь основан на солнечном годе, а не на лунном?
Наш календарь перешел к нам почти неизмененным от древних римлян, которые, в свою очередь, считали египтян лучшими в мире астрономами. Согласно сэру Джеймсу Фрэзеру, автору книги «Золотая ветвь», одной из первых работ по анализу мифов, истоки 365-дневного года следует искать в египетском мифе.
Египетский бог Озирис, впоследствии ставший божеством мертвых, был рожден от незаконного союза между богом земли Гебом и богиней неба Нут (распространенные египетские обелиски, такие, например, как лондонская «Игла Клеопатры», — это фаллические изображения Геба, касающегося Нут). Нут была формальной супругой бога Солнца Ра, который совсем не обрадовался, узнав, что его жена беременна от другого бога. Чтобы выказать свое недовольство, Ра провозгласил, что ребенок от этой связи не может быть рожден «ни в одном месяце и ни в одном году». Но его неверная супруга Нут уже нашла себе нового любовника, бога мудрости Тота. Она пожаловалась Тоту на пророчество Ра, зная, что Тот всегда находит ответы на любые вопросы. Тот пришел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним в триктрак. В то время Луна была повелительницей времени, поэтому египетский год состоял из тринадцати лунных месяцев по тридцать дней каждый, т.е. из 360 дней. Тот победил Луну в состязании, выиграв у нее каждую семьдесят вторую часть каждого дня года, что составило в сумме пять полных дней. Эти дни были вставлены между концом последнего месяца лунного года и началом первого месяца следующего года. Таким образом, эти пять дней оказались «ни в одном месяце и ни в одном году». В этот пятидневный период и родился Озирис, исполнив пророчество ревнивого мужа Ра и заменив 360-дневный лунный год на 365-дневный солнечный.
Названия дней недели в немецком, кельтском, индийском и романских языках (за исключением португальского) основаны на мифологии.
Этимология
Понедельник — день Луны (англ. Moon).
Вторник — день, посвященный германскому богу войны Тиру (Tir) или Тиу (Tiw); день, посвященный римскому богу войны Марсу (Mars).
Среда — день, посвященный германскому верховному богу Вотану (Wotan), или Одину (Odin); день, посвященный Меркурию (Mercury).
Четверг — день, посвященный богу-громовержцу – германскому Тору (Thor) или римскому Юпитеру (Jupiter, Jove).
Пятница — день, посвященный богине красоты, германской Фригге (Frigga) или Фрейе (Freya).
Суббота — день, посвященный богу Сатурну (Saturn), прародителю олимпийских богов. Названия, созвучные русскому «суббота», происходят от древнееврейского Shabbat, английского sabbath.
Воскресенье — день, посвященный Солнцу. В романских языках и гаэльском название этого дня недели восходит к латинскому «dominus», что значит «господин», отсюда представление о воскресенье как о «дне Господа».
Дни недели носят имена в честь небесных тел, идентифицирующихся с богами. Эту связь можно проследить вплоть до древнего Вавилона.
Можно проследить любопытную параллель: Иштар, Венера и Фригга считались богинями красоты у соответствующих народов. Мардук, Тор и Юпитер принадлежали к младшим поколениям богов и были громовержцами. Интересно, что и Мардук, и Юпитер стали верховными божествами, свергнув предыдущего царя богов.
Названия месяцев, так же как и названия недель, восходят к мифологии. Очевидно, что месяцы связывались с Луной. Выражение американских индейцев «много лун» аналогично выражению «много месяцев».
Этимология
Январь — от Януса, двуликого римского божества дверей и ворот, глядевшего одновременно вперед и назад.
Февраль — от латинского слова «februare», означающего «очищать».
Март — от Марса, римского бога войны.
Апрель — от латинского слова «aprire», означающего «открывать» (в этом месяце начинают раскрываться почки).
Май — от латинского названия месяца, посвященного пожилым людям («maiores»). Этот месяц был посвящен также римской богине Флоре, чье имя означает «цветок». Обычай майского дерева (украшенного цветами столба, вокруг которого танцуют в день 1 мая), очевидно, восходит к ритуалу плодородия, в котором участвовал фаллический символ.
Июнь — либо от Юноны, богини деторождения и супруги Юпитера, либо от названия месяца, посвященного молодым людям («juniores»).
Июль — от имени обожествленного римского императора Юлия Цезаря.
Август — от имени обожествленного римского императора Августа.
Сентябрь — от septem («семь»).
Октябрь — от octo («восемь»).
Ноябрь — от novem («девять»).
Декабрь — от decem («десять»).
Способ нашего летосчисления, наблюдения за ходом истории, тоже основан на мифологии и религии. Давайте возьмем для примера любой год, скажем, 1993-й. Мы могли бы обозначить его как «Год от Рождества Господа Нашего (Иисуса Христа) 1993-й». Те, кто не принадлежит к христианской религии, пользуются сокращением «н.э.» — «наша эра», но начало этого летосчисления, тем не менее, восходит к христианской системе датировки. Подобное мифологическое происхождение датировок встречается во всем мире. В Японии традиционный календарь отсчитывается с даты Начала правления первого мифического императора Йимму, потомка солнечной богини Аматэрасу. Римляне отсчитывали годы от легендарной даты основания Рима близнецами Ромулом и Ремом (754 г. до н.э. по нашей системе летосчисления), а позднее подразделяли датировку в соответствии с периодами правления императоров. Календарь исламского мира начинается с даты Хиджры — бегства Мухаммеда и его спутников из Мекки в Медину в 622 г. н.э.
Мифы отмечают вехи, по которым мы отсчитываем время.