В сокровищнице древнего народного творчества сказание о Прометее — один из наиболее прекрасных, мудрых и неразгаданных мифов. Многое тут еще покрыто тайной.
Где возник прометеевский миф — в Древней Индии иди в Древнем Египте, среди племен Кавказа или у древних греков?
«Биография» Прометея полна противоречивых сведений. Матерью Прометея, помимо Фемиды, называют дочерей Океана Климену и Асию. Неизвестно точно, у кого титан похитил огонь — у Афины, Гефеста или Аполлона. За что Зевс наказал Прометея — за похищение огня или за обман в жертвоприношении быка? Где был прикован к скале титан в действительности — в Скифии либо же на Кавказе? Где он мучился — на Земле или в глубочайших недрах Земли — в Тартаре? Освобождение Прометея совершилось против воли Зевса или по его желанию? Помирился богоборец с громовержцем или нет? Принесли дары титана людям добро или зло? Стали для них эти дары благом или бедой?
Ученые пытаются развеять туман загадочности, окутывающий сам образ Прометея. Кем он был? Древнейшее божество огня? Двоюродным братом Зевса либо даже его дядей?
Некоторые исследователи творчества Гесиода доказывают, что поэт выдумал, будто бы Прометей был титаном, а по сути это великан из волшебной сказки. Тайна происхождения образа Прометея состоит в том, что истоки его восходят к сказочной птице-первопредку, добывшей огонь и превратившейся в человекоподобного героя. Он стал образом бесстрашного богоборца, то есть критиком власти богов, но признающим еще их существование. Прометеевский миф сохранил отсвет той далекой поры, когда человек, вопреки религиозным наставникам, делал первые шаги по пути знания.
В течение веков выдающиеся философы и поэты во многих странах обращались к прометеевской теме. Они пытались раскрыть глубокое содержание мифа о просветителе человечества. Было установлено, что у древних греков художественное мышление сделало общим в образе Прометея, который даровал людям начатки культуры, шаг человечества от дикого варварства к цивилизации. Такой всемирно-исторический переворот в жизни людей мог быть отображен только в монументальном образе.
Освободитель титана Геракл (прославленный герой) борется с грозными стихиями природы, очищает землю от свирепых зверей и чудовищ. Он ранит стрелой супругу Зевса Геру и его брата бога Аида. В V веке до нашей эры философ Продик сочинил аллегорию «Геракл на перепутье». Герой призывает к труду и подвигам. Продик утверждал, что богов нет. Они олицетворяли силы природы: Гефест — огонь, Геракл — воздух и так далее. В Древнем Риме рабы, почитавшие Геракла как «спасителя Земли и людей», верили, что он освободит их от рабства так же, как освободил Прометея.
В просветительской трагедии Эсхила Прометей — символ разума и мужества человека в его борьбе со стихиями природы. Он вдохновляет всех, кто хотел проникнуть в ее тайны. Прометея считают основоположником философии, науки, технического прогресса и просвещения.
Знаменитый древнегреческий сатирик Лукиан, живший во II веке нашей эры, написал диалог «Прометей, или Кавказ», где, как и Эсхил, изобразил титана гордым богоборцем. Титан утверждает, что «Зевс боится людей, готовых восстать против него и повести войну с богами». В ответ на эти слова Гермес сказал Прометею: «Счастье твое, что Зевс не слышит тебя; иначе он не одного, а шестнадцать коршунов приставил бы к тебе терзать твою печень».
Скованный титан стал символом борьбы человеческого духа с угнетением. Прометея вспоминали борцы за социальную справедливость, против гнета императоров и пап, королей и епископов, царей и патриархов. Именно Прометей был любимым героем основоположника научного коммунизма Карла Маркса. Он писал, что древнегреческие боги смертельно ранены Эсхилом и Лукианом.
Подлинные духовные ценности переживают свое время и получают новую жизнь в веках, в сознании новых поколений. Они находят в прометеевской теме близкое, созвучное себе. Известный советский поэт Э. Межелайтис пишет: «Могучее древо культуры выросло на глубоких корнях… Оно сильно пламенем Прометеева огня и скрепленными воском крыльями Икара… Разве устарели мифы о Прометее, Икаре, Сизифе, Орфее? Эти символы творческой мысли живы и прекрасно вписываются в драму новаторского XX века. Мы обращаемся с ними как со своими современниками. Считаем их добрыми друзьями».