Индия
Поскольку мужчины в современной Индии практически не носят украшений, мы остановимся более подробно лишь на украшениях женских. Они делятся на головные, шейные и нагрудные, поясные и набедренные, ручные и ножные. Весь комплект надевают обычно по праздничным дням, но и в будни, как уже указывалось, многие носят значительную часть этих уборов.
Убор женщины из народности бхилов
Голову украшают наиболее обильно в горных районах, например в горных областях штата Химачал-Прадеш, в Кашмире и других местах. Это объясняется тем, что трудно работать на террасных полях и каменистых уступах, имея много украшений на руках и особенно на ногах (последнее требует, прежде всего, отсутствия обуви, а в горах без обуви не ходят).
В число головных украшений входят: 1) низкоконические или округловыпуклые по форме накладки на темя и на лоб (иногда применяется и та и другая, а иногда какая-нибудь одна), укрепляемые при помощи цепочек и крючков, зацепляемых за волосы; 2) полоски, состоящие из рядов цепочек, а также из пластинок или розеток с подвешенными к ним «слезками» или мелкими бубенчиками; эти полоски представляют собой украшения для волос, проходящие надо лбом к ушам; одним концом они прикрепляются к налобной накладке или к концу цепочки, лежащей на голове от затылка ко лбу, а другим — к ушным украшениям; аналогичные полоски иногда накладываются на голову в несколько рядов, а также подвешиваются перед ушами или за ушами; 3) фигурные пластинки (обычно изготовленные в технике филиграни или просечки) в форме солнца, полумесяца, розетки или сердечка с припаянными с обратной стороны шпильками — их втыкают в волосы по сторонам пробора, в пучок или в косу (как у ее основания, так и по всей длине); 4) ушные серьги, которые варьируются в размерах от маленькой розеточки или одного оправленного в ободок камушка в 1,5-2 мм в диаметре до пластинок и розеток (с узором, нанесенным в самой разной технике) диаметром 5 см; бывают многоярусные серьги и серьги-кольца, серьги с дополнительными завитками, лежащими на изгибе ушной раковины, и серьги в виде брусочков (одного или двух-трех) золота или серебра, вдетых в мочку и растягивающих ее почти до плеча; делают такие же тяжелые серьги в виде гроздей металлических шариков диаметром до 1 см; носят и по нескольку пар серег, прокалывая для них соответствующее число раз раковину уха по всей ее окружности; если серьги очень тяжелы, к ним часто прикрепляют цепочки, которые их поддерживают, будучи зацеплены крючочками за волосы; 5) серьги для носа, которые, по обычаю, должны носить только замужние женщины; эти серьги тоже бывают самых разных размеров и, как и ушные, поддерживаются цепочкой, если много весят; иногда прокалывают оба крыла носа и носовую перегородку и продевают три серьги.
Шейные и нагрудные украшения представляют собой ожерелья из металлических дутых бусин, нередко выработанных в технике просечки или украшенных гравировкой; иногда бусины перемежаются подвесными пластинками с орнаментом (часты мифологические сюжеты, нанесенные на эти пластины гравировкой, насечкой или чеканкой, причем среди сюжетов постоянно встречаются изображения богинь-матерей). Несколько низок бус могут охватывать шею, а затем во много рядов опускаться на грудь; бывают и «ошейники» из пластинок с просечным узором, под которые подкладывается красная ткань (обычно — под золото), или из нескольких рядов цепочек, прикрепленных к чередующимся узким пластинкам; носят и гривны, как дутые, так и плоские, имеющие крючки-застежки на концах; распространены ожерелья в виде цепочки, на которой по всей длине размещены мелкие подвески в традиционной форме манго — листиков с загнутым концом, или в форме «слезок», сердечек, звездочек и т. п. На севере и особенно на северо-западе распространен прием закрепления подвесок на длинном пучке хлопчатобумажных ниток: одна-три-пять подвесок и несколько бусин надеты на некрученый шнур из ниток так, чтобы служить нагрудным украшением, а на задней стороне шеи оба конца этого шнура пропускаются сквозь одну бусину и свисают вдоль спины; внизу их связывают узлом так, чтобы он завершался кисточкой. Часто такой пучок ниток целиком или частично очень плотно обвивают ниткой зари, и он выглядит толстым золотым шнуром.
К числу поясных и набедренных украшений относятся пояса из цепочек и пластинок, не имеющих подвесок, и пояса, имеющие подвески либо в виде бубенчиков, либо в виде петель из цепочек, либо в виде свисающих в несколько рядов или переплетенных цепочек, спускающихся чаще всего с одного бока. Все эти подвесные дополнения к поясу могут быть украшены драгоценными или полудрагоценными камнями, бусами, розетками и т. п.; такие пояса редко можно увидеть на сари, несколько чаще — на юбках гхагра, но в целом этот тип украшений, подобно мужским украшениям, постепенно выходит из употребления, хотя в средневековье, судя по изображениям людей из разных областей страны, пояса с подвесками были очень известны и зачастую, как и в древности, были такими широкими, что покрывали бедра и верхнюю часть ног.
Бенгальское украшение для рук — ратанчор
Украшения для рук и ног состоят из браслетов, колец и накладок на тыльную часть руки и на подъем стопы. Браслеты бывают металлическими, стеклянными, фаянсовыми и из особой смолы, известной под названием лака (ее собирают в лесу на ветвях деревьев, и она является не древесным продуктом, а скоплением выделений особых насекомых). Ножные кольца делают только из металла и иногда из лака.
Форма и стили орнаментирования браслетов так же разнообразны, как и форма и орнаментация других украшений. Из металла, стекла и фаянса делают и круглые в сечении и плоские браслеты, из лака же, как правило, только плоские.
Ручные браслеты надевают и над кистью руки (иногда до самого локтя), и выше, так что иногда они закрывают всю руку. Горожанки, как правило, так себя не украшают — этот стиль больше всего свойствен женщинам из лесных племен и часто встречается также в деревнях западных областей страны. Браслеты бывают замкнутыми и разомкнутыми; в последнем случае ювелиры обычно придают их концам форму стилизованных голов птиц, ланей, кобр, львов, слонов и т. п. И ручные и ножные браслеты часто выглядят очень массивными, но весят при этом не слишком много, потому что их редко делают цельнометаллическими — чаще всего они дутые, хотя и с довольно толстыми стенками. Такие изделия могут быть в сечении и круглыми, и треугольными (основание такого треугольника обращено к телу, а вершина — наружу); иногда по наружному ребру их украшают зубцами, и женщины, носящие на лодыжках подобные браслеты, отличаются особой походкой с легкой раскачкой, так как они должны при ходьбе ставить ноги шире, чем обычно. Для этих массивных вещей, как и для большей части других ручных и ножных браслетов, изготовляемых для женщин широких слоев населения, используется серебро с теми или иными лигатурами, тогда как для запястных браслетов заказчиц из зажиточных кругов используют золото и драгоценные камни. Иногда соединяют золото с серебром: внутренняя часть браслета делается из серебра, а внешняя — из золота.
Лак, купленный у сборщиков из среды лесных племен, ювелиры сначала разогревают и смешивают с красителями. Хорошо и равномерно окрашенную массу делят на кусочки, раскатывают их между ладонями в «колбаски», расплющивают молоточками на подогретой наковальне и формуют на металлических постепенно расширяющихся книзу стержнях (иногда браслеты слепляют и прямо на руке женщины). Пока лак теплый, в него вдавливают бисер или мелкие обточенные осколки зеркала, делая из этих материалов узор. В большинстве случаев это — «браслеты для бедных».
Из окрашенного стекла делают и тонкие круглые, и широкие плоские браслеты; последние украшают наплавленным цветным стеклянным же орнаментом.
Кольца для пальцев рук делают преимущественно из драгоценных металлов — золота и серебра, хотя бывают и латунные, и бронзовые, и медные кольца, а также кольца (как и браслеты) из «сплава (для) здоровья» — либо меди, серебра и железа, либо красной и желтой меди и серебра, либо сплава семи металлов; наконец, даже не из сплава, а из переплетенных (а затем расплющенных) проволок из этих металлов.
Золотые и серебряные кольца считаются приносящими счастье, если они сделаны в стиле наваратна — «девять сокровищ», т. е. с девятью камнями, посвященными девяти планетам (обычно — бриллиантом, рубином, цирконом, изумрудом, сапфиром, топазом, тигровым глазом, кораллом и жемчугом). Вообще же в Индии верят, что каждый человек должен носить камень, соответствующий месяцу рождения, и все ювелиры знают эти соответствия.
Камнями украшают также накладки на тыльную сторону кисти, которые прикреплены цепочками к браслету и к кольцу для каждого пальца. Этот комплект полагается надевать в день свадьбы, но в повседневной жизни его носят редко, так как он очень неудобен при исполнении любых домашних обязанностей.
Кольца, надеваемые на пальцы ног, украшают накладными розетками, сердечками или бубенчиками и делают их, как правило, из серебра.