Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Жизнь в феодальных городах

Организация ремесленников

Средневековый ремесленник производил всё вручную, при помощи самых простых инструментов — молотка, топора, ножниц, пилы, напильников, клещей. Отсюда и происходит слово «ремесло» (в старину говорили: «рукомесло»).

Ремесленники, приходя в город, разыскивали товарищей своих по профессии и вместе селились целыми улицами. Так стали появляться улицы:
Кожевенная, Кузнечная, Сапожная, Серебряная, Красильная и т. п. Те, кто жил на этих улицах и переулках объединялись для совместной защиты интересов своих в трудовые союзы. Союзы эти назывались цехами. Как например, цех каменщиков, цех башмачников. И в церкви, и на работе, и на войне, и во время праздников, ремесленник находился в кругу людей своего цеха. Любой цех обладал общей кассой, имел свое знамя и герб с украшениями в виде изображений орудий труда.

Успех ремесла, расцвет городов происходили благодаря объединению ремесленников в цехи.

Город средневековья

Жизнь в феодальных городах

В мастерской средневекового оружейника

Члены цеха именовались мастерами. Цеховых старшин выбирали они же. Старшины следили строго, чтобы выполнялись цеховые уставы. А уставы требовали от всех членов цеха, чтобы продукция делалась одинакового качества, в том же количестве и за неё брали цену одну и ту же. Если, например, один ткач намного бы сделал сукна больше, чем другой, либо стал его дешевле продавать, тогда другой бы совсем не смог своё сукно продать. По этой причине цехи технических усовершенствований совершенно не допускали и даже изобретателей-одиночек преследовали. Новинкой технического плана пользоваться имел право только весь цех. Цехи, таким образом, развитие техники со временем стали тормозить.

Мастера владели небольшими мастерскими. Совместно с мастерами там работали ученики и подмастерья. Ученики за свой труд никакой платы не получали. Они выполняли роль слуг в доме мастера и лишь приглядывались к работе квалифицированного работника. Только по прошествии нескольких лет ученик мог стать подмастерьем. Подмастерья получали уже от мастера плату, но весьма скудную, а трудились сутками.

Мастером стать очень трудно было. Подмастерье для этого был обязан выполнить пробную работу (очень сложную).

Борьба городов с сеньорами

Любая территория в средние века находилась под властью какого-либо сеньора. Поэтому крепостной ремесленник, убежав от феодала и поселившись в городе, попадал под власть другого феодала — того, которому принадлежала территория города. Сеньоры смотрели на городских жителей как на своих крепостных. Они заставляли горожан платить, помимо оброка, различные налоги и даже отрабатывать барщину, ставили во главе городов своих управляющих.

Горожане не хотели снова становиться крепостными и упорно отстаивали свою свободу. Они были сильнее и богаче крепостных крестьян, более сплочены и организованы, лучше вооружены.

В XI веке во многих городах Западной Европы начались вооружённые восстания против сеньоров. В некоторых городах восстания окончились победой их жителей. Такие горожане от крепостного права освободились. Они сами стали избирать людей для управления городом — городской совет. Так появились города, независимые от власти сеньоров. Они назывались коммунами. Особенно много коммун образовалось в Северной Франции, Северной Италии и Западной Германии.

В свободные города стекались беглые крепостные крестьяне. Установилось правило: достаточно крепостному в городе прожить один год и один день, как его сеньор терял на него всякие права. В те времена говорили: «Городской воздух делает человека свободным».

Феодалы часто отступали перед новой силой — городами и вынуждены были признавать своё поражение.

Восстание в Лане

Жизнь в феодальных городах

Осада средневекового города.
Перед нами слева — городская стена с высокими башнями, опоясанная глубоким рвом с водой. Ворота, ведущие в город, закрыты. На стенах и башнях горожане стреляют из луков по осаждающим. Осаждающие — справа. У них различные осадные орудия: осадная башня (с неё можно перебраться на стену), машина для метания огромных камней, передвижные щиты.
Идёт жестокий бой.

Борьба с сеньорами стоила горожанам больших жертв. Примером могут служить события в городе Лане (Северная Франция). Лан находился под властью церковного феодала — епископа. В начале XII века епископское место занимал здесь некий кутила и гуляка, каких немало было среди служителей церкви. Он жестоко угнетал горожан и всячески издевался над ними. Жители Лана, уплатив алчному епископу крупную сумму денег, получили от него для своего города права коммуны. Но епископ быстро растратил полученные деньги и, посулив королю Франции большие дары, добился от него отмены коммуны в Лане. Чаша терпения горожан переполнилась. С громкими криками «Коммуна, коммуна!» вооружённые горожане, перебив стражу, ворвались в епископский дворец. Перепуганный епископ спрятался в порожней винной бочке в подвале. Его нашли и убили. Коммуна была восстановлена, хотя и ненадолго. Король Франции жестоко отомстил жителям Лана за восстание. По его приказу многих участников зверски убили и бросили на съедение собакам. Коммуна была снова уничтожена. Ещё двести лет боролись ланские горожане за свои права, то одерживая победу, то терпя поражение.

Только постоянной борьбой, частыми восстаниями удавалось горожанам защищать свои права.